Мудрость Курбана: о чем важно знать, намереваясь принести жертву

Мудрость Курбана

Мудрость Курбана

Курбан. Это слово заимствовано из Корана от глагола «каруба», что означает «приближение». Верующие, искренне совершая жертвоприношение тем, что им дорого, ценно, приближаются к Аллаху Газза ва Джаль. Самое же первое упоминание о курбане мы встречаем в истории сынов Адама (мир ему) – Кабила и Хабила.

Кабил, поддавшийся своим страстям, пожелал жениться на родившейся вместе с ним сестре двойняшке, на которой должен был жениться его брат Хабил. Но такой брак, согласно действовавшему тогда шариату, запрещался. Поскольку Хавва каждый раз рожала разнополых двойняшек, то, для продолжения человеческого рода, брак был разрешён исключительно между двумя парами двойняшек, но никак не между родившимися одновременно.

Например, Хабил родился вместе с Лаюсой, а Кабил с Иклимой. По велению Господа, Хабил мог жениться на Иклиме, а Кабил на Лаюсе. Однако Кабил стоял на своём, даже несмотря на убедительные наставления и предупреждения отца о божественной каре за совершение запретного. Видя безвыходность ситуации, Адам (мир ему) предложил сыновьям совершить жертвоприношение (курбан), сказав: «Чья жертва будет принята Господом, тот и женится на Иклиме».

Хабил, по поручению отца, занимался животноводством, а Кабил – земледелием. Хабил выбрал для курбана самого лучшего барана, зарезал его и отнёс на холм. Кабил же принёс связку не созревшей пшеницы и положил её на другой холм. Все стали ждать, чью жертву примет Господь. Тогда с неба на холм, где была жертва Хабила, спустилось небольшое облако, и баран исчез вместе с ним. После этого зависть Кабила к брату переросла в ненависть, которая и привела к известному всем братоубийству.

Из этой истории ясно, что верующий должен подходить к жертвоприношению с открытым сердцем, не жалея самого дорогого. Каждый мусульманин может проверить степень своей искренности в дни Курбана, когда нисаб (размер имущества, обладание которым делает обязательным совершение жертвоприношения в дни Курбана) позволяет приносить жертву, но в то же время, это, быть может, самое дорогое, что уйдёт с его рук на пути Аллаха. Ведь известно: гораздо проще жертвовать, когда человек в достатке и совсем не просто, когда едва хватают средства.

Если верующий с радостью и спокойствием в сердце пожертвует этим ради довольства Господа, то непременно достигнет сути Курбана – приблизится ко Всевышнему, обретя высокую степень.

Однако мудрость веления Аллаха приносить жертву заключается не в том, чтобы лишить рабов их имущества и, поистине, Всевышний не нуждается в том, чем жертвуют люди. Он сказал:

«Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность. Так Он подчинил их (животных) вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Обрадуй же благой вестью творящих добро» (сура «Аль-Хадж», аят 37). 

Курбан – показатель того, насколько человек действительно желает приблизиться к Нему. Отсюда и смысл жертвы самым дорогим, полностью подчиняя свой нафс воле Великого Аллаха, который, собственно, и наделил раба этим достатком.

Основоположником примера такой любви и жертвенности стал пророк Ибрахим (мир ему) — Халилуллах.  Когда Господь велел ему принести в жертву своего сына Исмаила, Ибрахим, несмотря на тяжесть этого дела, подчиняется воле Всевышнего без колебаний.

Это событие показало и ответную любовь Господа к Своему другу Ибрахиму (мир ему). Поистине, это удивительные отношения между Творцом и преданным рабом, в которых самым важным является любовь и таухид (единобожие), когда раб отрицает любые свои желания, страхи, привязанности, отдаваясь лишь воле Единого Господа.

Ибрагим (мир ему) искренне готов был принести в жертву родного сына, не подозревая о том, что это всего лишь испытание на преданность. Но, конечно же, Аллах Субханаху ва Та’аля не допустил человеческих жертв и заменил жертву на агнца.

Может ли сравниться сердечная жертва Ибрахима (мир ему) с той, которую мы приносим сегодня в виде жертвенного животного? Аллах, по сравнению с Ибрахимом, испытывает нас лишь небольшим имуществом: насколько искренне и без колебания мы выполним Его волю? Нам следует извлечь из этого прежде всего духовный урок о том, что какие бы ситуации не происходили в жизни, всё это лишь выяснение отношений между нами и нашим Создателем.

«Альхамдулилляхи ‘аля кулли халь» – хвала Аллаху в любом положении.

Таким было состояние Ибрахима (мир ему) всю его жизнь. Что бы его ни постигало, он принимал это, доверяя воле Великого Друга. В Коране об этом его состоянии сказано: «Вот сказал Ибрахиму его Господь: «Предайся (будь единобожником и полностью подчинись Аллаху)». Он сказал: «Я предался Господу миров!» (сура «Аль-Бакара», аят 131).

Вознамерившийся на курбан верующий, пусть не беспокоится об уходящих средствах и завтрашнем дне, а пусть полностью полагается на Аллаха. Ведь именно Он дарует ризк, а мясо, которое раздаст верующий или даже употребит сам, является милостыней (садака).

В хадисе сказано: «Расходы того, кто тратит на пути Аллаха, будут возмещены в 700 раз». (Тирмизи). 

В другом хадисе приводится: Однажды в семье нашего Пророка ﷺ был зарезан барашек. Мясо раздали, и через некоторое время посланник Аллаха ﷺ спросил у своей супруги Аиши:

- Осталось ли что-нибудь от него?

Она ответила:

- Не осталось ничего, кроме лопатки.

На это Пророк ﷺ сказал:

- На самом деле всё досталось нам, кроме лопатки!  (Тирмизи). 

То есть, Господь настолько Милостив, что даже жертва Его рабов возвращается к ним самим, не уходя безвозмездно. А за преданность, Аллах увеличивает их удел многократно. Поистине, Он – Самодостаточный, Щедрый!

Суть же празднества Курбана в том, что верующий одерживает победу над своим нафсом и полностью, без колебаний предаётся Господу миров. Потому Курбан-байрам – это праздник приближения к Аллаху Табаракя ва Та’аля.

Все, что нужно знать о Курбан-байраме в одном видео

Айна Замаева

Социальные комментарии Cackle