Можно ли верующему проклинать обидчика?

Жизнь человека полна разных испытаний. В ней происходит много неприятных событий во взаимоотношениях с другими творениями Аллаха Табаракя ва Та’аля. И все неприятности начинаются с того момента, когда кто-либо задевает чужие права. Ведь право — это гарантия свободы, данная Всевышним каждому созданию, и её нарушение порождает массу негативных эмоций, влекущих тяжёлые последствия разного характера.

Когда человек оскорблен несправедливостью, то от бессилия что-либо исправить он прибегает к проклятиям. В такие моменты они исходят из самого сердца, преисполненного чувством немощности. Аллах помогает немощным и отвечает на мольбы угнетённых рабов, даже если те неверующие. Пророк ﷺ сказал: «Бойтесь мольбы притесняемого, даже если он является неверным, ибо между его мольбой и Аллахом нет преграды!» (Ахмад 3/153).

Однако в момент душевной боли трудно оценить масштаб произошедшего: стоит ли это великой мести самого Господа, или, возможно, он через некоторое время раскается и попросит прощения, став близким другом? Верующий должен помнить, что спешка и гнев — от шайтана, и лучше переждать  вспышку ярости, чтобы не наломать дров (не сломать чужую судьбу). Кроме того, мусульманину следует руководствоваться мудростью, которая проявляется именно в терпении и в ответе добром на зло. В Коране Господь сказал об этом: «Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше (зла), и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий, любящий родственник» (сура «Фуссылят», аят 34).

Говоря о масштабах нанесённого оскорбления, стоит отметить, что люди одни и те же вещи могут воспринимать по-разному: кто-то не заметит, как его, например, обозвали, а кто-то воспримет близко к сердцу и будет переживать это как великую трагедию. Поэтому есть большая вероятность, что и проклятия могут исходить от человека незаслуженно. И на счёт этого пророком сказано: «Знайте, что проклятия того, кто несправедливо проклинает других, вернутся к нему» (Абу Давуд, Адаб, 4908).

Мусульманин, идущий по пути совершенства, отличается тем, что возвышается в духовных степенях, очищаясь от мирских смут, и не позволяет себе реагировать на нанесённые личные обиды. Ведь острая реакция на них исходит от нафса, себялюбия. Кто же любит Аллаха, тот концентрируется на приближении к Нему и, как назойливую муху, отгоняет все попытки втягивания его в мирские переживания, которые только вредят духовности верующего. Посланник Аллаха ﷺ предупреждал: «Те, кто проклинает других, в судный день не станут заступниками, и их свидетельство не будет принято» (Муслим, Бирр, 2598; Абу Давуд, Адаб, 4907). Как известно, заступниками могут стать лишь верующие, достигшие определённых степеней.

Очень показательна история пророка Нуха (мир ему), приведённая в книге «Кысасуль-анбия», где рассказывается о его ошибке относительно проклятий. Когда Пророк отчаялся в том, что его народ последует за ним, он проклял его, попросив Аллаха уничтожить всех неверующих: «Нух сказал: «Господи! Не оставь на земле ни одного неверующего жителя! Если Ты оставишь их, они введут в заблуждение Твоих рабов и породят только грешных неверующих» (сура «Нух», аяты 26, 27). Аллах принимает его мольбу, о которой впоследствии Нух (мир ему) пожалеет. Ибо после всхода на сушу к нему подойдёт Иблис и скажет: «О, Нух! Ты сделал для меня великое благо, дал мне желаемое. Посему спрашивай меня о чём, желаешь, я честно отвечу тебе!» Когда Пророк поинтересовался у него о том, какое благо он мог принести проклятому, тот ответил: «Ты поспешил и проклял свой народ, тогда как я переживал, думая, кто же ещё из них встанет на Истинный путь. С твоей же мольбой они все разом стали моей добычей и будут в аду вместе со мной!» Услышав это, Нух (мир ему) стал сильно плакать, и это переживание длилось до конца его жизни. Собственно, потому его и прозвали Нухом — много плачущим.

Позже Аллах напомнил о его проклятии... Однажды Всевышний велел Своему Пророку изготовить много красивой глиняной посуды. Пророк усердно трудился для исполнения приказа Творца. Однако потом Господь велел разбить их все, что сильно расстроило Нуха (мир ему). Аллах спросил Пророка о причине его печали. Он ответил: «О, мой Господь! Я столько времени и стараний потратил на исполнение Твоего повеления. Но Ты, вдруг, приказал их разбить...»

Мудрый Аллах, желавший преподать ему урок, сказал: «Неужели ты переживаешь из-за бездушных мелочей, изготовленных из глины, тогда как созданные Моим могуществом, взращенные Моими благами и любовью люди были уничтожены одной твоей мольбой» После этого печаль Нуха (мир ему) только усугубилась...

Проклятие не из Сунны пророка Мухаммада ﷺ, и это одно из его отличий от других пророков Милостивого. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что однажды сахабы сказали ему ﷺ: «О, посланник Аллаха! Призови проклятия на идолопоклонников!». А он ответил: «Я послан в качестве милости, а не как проклинающий!» (Муслим, Бирр, 2597).

Существуют и другие наставления Посланника ﷺ относительно проклятий, в которых он говорит: «Не проклинайте друг друга, призывая гнев Аллаха и адские мучения» (Абу Давуд, Адаб, 4906; Тирмизи); «Верующий никого не проклинает, не грубит, и не ведёт себя безнравственно» (Тирмизи).

Поэтому последователи пророка Мухаммада ﷺ всегда старались удерживать себя от того, что не соответствует его пути. Из обычаев некоторых наших праведных предков известно, как они, во избежание произнесения проклятий в приступе гнева, приучали свои языки вместо проклятий произносить молитвы. Они не говорили «Да погубит тебя Аллах!», но говорили «Да сделает Аллах тебя гордостью уммы!», «Да чтоб ты встал на молитву!», «Пусть Аллах не ввергнет тебя в ад!» и прочее.

Поистине, когда сложно сдержать эмоции, это, пожалуй, лучший выход из положения. Человек, выговорившись, освобождается от негативных эмоций и при этом искренне молится за своего обидчика. Пусть же молитвы и слова верующих всегда будут отражать свет пути, по которому они идут.


Айна Замаева

Социальные комментарии Cackle