Может ли верующий строить планы, или как появилось выражение "Ин ша Алла"?

Когда я была маленькой, мне – как и всем детям – очень было нравилось слышать от родителей, что скоро меня ожидает какое-то приятное событие, к примеру, приезд в гости родственников, поход в театр, в парк или в гости в выходной день. Однако, здесь был один момент, который меня очень расстраивал – когда я приставала к маме или к папе с вопросом, «ну мы точно в субботу / в воскресенье поедем в парк?», они уклонялись от прямого ответа, говоря: «Если все будет хорошо, посмотрим, как Бог даст».

Такой ответ оставлял ощущение какой-то неопределенности, а мне хотелось быть уверенной на все сто процентов, что это приятное событие состоится. Позже я понимала, почему родители не давали мне точного ответа. Чаще всего, разумеется, все получалось так, как они мне обещали , но иногда наши планы срывались – кто-то заболевал, родителей вызывали на работу в выходной день, появлялись какие-то срочные дела. Так что, когда на мой вопрос отвечали, «сделаем, если Бог даст», они тем самым, показывали, что будущее не в нашей власти, и всегда может случиться нечто неожиданное, что нарушит самые лучшие планы.

Большинство людей стараются жить по четко выработанному плану на будущее – когда мы знаем, что приготовить на обед на завтра, чем мы займемся в выходные, где проведем отпуск. Планы дают ощущение надежности и уверенности в будущем, позволяют заранее произвести необходимые действия, которые позволят нам достигнуть задуманного, а также подсчитать имеющиеся у нас ресурсы – чем мы располагаем, а чем еще предстоит обзавестись.

К примеру, если мы собираемся приготовить на праздничный обед такие-то блюда, мы составляем список необходимых продуктов – при этом соображая, что у нас есть в наличии, а что нужно будет купить. Если мы хотим совершить хадж в будущем году, мы заранее узнаем, сколько стоит эта поездка (и начинаем загодя откладывать деньги), какие необходимо оформить документы, какие вещи взять с собой и тому подобное. То есть, с планами жить удобнее и легче, чем не имея никаких планов на будущее и живя как придется.

Однако, здесь следует иметь в виду такой момент. Будущее – это вещь чрезвычайно неопределенная, которая заранее неизвестна никому из людей. На нашу жизнь оказывают влияние самые различные обстоятельства, все мы – люди, подверженные болезням, несчастным случаям и смерти.

Иными словами, даже когда нам кажется, что вроде бы мы все идеально рассчитали и предусмотрели, вдруг происходит нечто, что коренным образом меняет наши планы. Люди верующие знают, что ничто в нашей жизни не происходит случайно – а находится в руках Всевышнего, мы можем планировать какие-то наши действия на будущее, но при этом обстоятельства сложатся так, как Он пожелает, и не всегда так, как нам хочется.

Поэтому мусульмане – как и прочие верующие во Всевышнего люди, когда составляют планы на будущее, всегда прибавляют, что они сделают завтра (на следующей неделе, в будущем году) то-то и то-то, если этого захочет их Господь. На арабском языке эти слова звучат как «ин ша Аллах» - если пожелает Аллах. Люди других религий прибавляют аналогичное выражение на своем языке – если Бог даст, если Господь захочет, с Божьей помощью.

Пророческие хадисы доносят до нас историю появления этих слов – «ин ша Аллах». Когда пророк Мухаммад (мир ему) только начал свою проповедь мекканским язычникам, он столкнулся с открытой враждебностью с их стороны. Язычники называли его лжецом, сумасшедшим, лжепророком, одержимым злыми духами и старались придумать какие-то каверзные вопросы, чтобы поставить Пророка (мир ему) в тупик.

В частности, как-то раз они послали гонца к иудейским племенам Аравии, чтобы спросить у них – по какому критерию определить истинного пророка, ведь иудеи были людьми Писания и должны были хорошо это знать. Язычники получили в ответ три вопроса, которые нужно было задать для проверки. Они поспешили к Мухаммаду (мир ему) – и он обещал им, что завтра ответит на их вопросы, но забыл добавить, «если этого пожелает Аллах».

Чтобы показать ему необходимость признавать волю Всевышнего над нашим будущим, Господь целых пятнадцать дней не посылал ему откровений. Язычники торжествовали: «Мы же говорили, что он лжец – он обещал, что ответит завтра, а прошло уже пятнадцать дней». Но на пятнадцатый день была ниспослана сура Корана, где содержался ответ на нужные вопросы. И в начале данной суры было дано повеление, что верующие обязательно должны прибавлять слова «ин ша Аллах», когда говорят, что сделают нечто в будущем.

«И никогда не говори: «Я сделаю это завтра». Если только этого не пожелает Аллах! Если же ты забыл, то помяни своего Господа и скажи: «Быть может, Господь мой поведет меня более правильным путем» (18:23-24). 

Следует отметить, что иногда верующие люди впадают в другую крайность, отказываясь вовсе от составления планов на будущее – к чему это делать, все равно будет так, как пожелает Всевышний, вдруг мы разгневаем Его своей самонадеянностью? Получается, что, составляя планы, мы полагаемся на свои силы, а не на Его волю. Где здесь золотая середина?

Планы составлять, разумеется, можно – и даже нужно, они упорядочивают жизнь человека, дисциплинируют нас. Дела человека, который действует без плана, будут всегда запутаны. Но строить планы на будущее необходимо, с осознанием того, что все происходит в соответствии с предопределением Всевышнего, не забывая добавить – «ин ша Аллах».

Что еще следует иметь в виду при выработке планов:

1. Помните, что всегда что-то из наших планов может не сбыться, что-то может пойти не так, как мы задумали, поэтому не следует расстраиваться, ведь на все воля Всевышнего.

2. На случай такого непредвиденного нарушения каких-то ваших планов, старайтесь иметь какой-то запасной вариант – что можно сделать вместо задуманного. Сорвалась встреча с кем-то, и неожиданно образовалось свободное время – ничего страшного, пусть у вас с собой будет книга, которую вы давно хотели прочитать; рядом есть магазин, куда вы давно собирались зайти за чем-то нужным; у вас с собой запись лекции или проповеди, которую вы давно хотели послушать, и тому подобное.

3. Помня о том, что будущее непредвиденно и неожиданно, не следует откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Особенно это касается наших обязанностей перед Богом – не следует откладывать их «на старость», «до пенсии», когда молодость пройдет. Никто не знает, доживете ли вы до старости и до пенсии.

Также это касается добрых дел – особенно по отношению к родным людям. Ведите себя с ними так, чтобы не о чем было жалеть, если вдруг окажется, что вы больше их не увидите. Не ссорьтесь с ними, не обижайте их – кто знает, сколько времени еще вам суждено быть вместе? Помиритесь с другом, если вы в ссоре, поиграйте с детьми, улыбнитесь прохожему – иными словами, сделайте сегодня то, что давно собирались сделать, но все время откладывали на завтра, поскольку будущее известно одному лишь Всевышнему.

Итак, верующий человек – как и все остальные люди должен стараться жить по определенному плану. Планирование времени, сил и ресурсов очень облегчает жизнь и позволяет лучше использовать имеющиеся у нас возможности. Однако, составляя планы, следует иметь в виду, что будущее не в нашей власти – а в руках Бога, поэтому говоря о том, что мы собираемся сделать, следует добавлять «ин ша Аллах», - «если Господь позволит», и не переживать, если что-то получается не так, как мы задумали.

Анна Кобулова

Социальные комментарии Cackle