«Мы знаем хадис, который не знает Мухаммад аль-Бухари!»

Не жил на свете такой ученый, который сделал бы для сохранения и распространения хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) столько, сколько сделал Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари (да помилует его Аллах).

В свои 16 лет имам направился с матерью и братом в паломничество в Мекку. Там он и остался, чтобы в течение четырех лет брать знания у самых авторитетных ученых того времени. Всю свою жизнь он посвятил сбору хадисов от их передатчиков. Для этого он объездил практически весь исламский мир и даже умер вдали от своего родного города, не имея возможности вернуться туда из-за смуты между ним и главой города.

Имам аль-Бухари (да помилует его Аллах) писал: «Я встретил больше тысячи шейхов (передатчиков хадиса и ученых) в своих путешествиях по аль-Хиджазу, Мекке, Медине, Басре, Багдаду, Шаму, Египту и Васиту». Причем сообщается, что в Египте и Шаме он был дважды, в Басре – 4 раз, а в аль-Хиджазе он прожил целых 6 лет. Он говорил: «А в Куфе и Багдаде я и не помню, сколько раз там был». Также он говорил: «Я записал хадисы больше, чем от тысячи шейхов, и какой бы хадис у меня ни был, я хорошо помню его цепочку передатчиков».

Достаточно того, что говорили об имаме аль-Бухари такие великие ученые и передатчики хадисов, как Исмаил ибн Абу Увейс (ученик Нафи'а), имам Кутейба, аль-Хумейди, Абу Курейб, Ибрахим ибн аль-Мунзир и другие.

Исмаил ибн Абу Увейс, хадисы которого передают имам Муслим, ат-Тирмизи, Абу Дауд и Усман ибн Са'ид ад-Дарими (да помилует их всех Аллах), переписал отдельно те хадисы, которые принял от него имам аль-Бухари, сказав: «Я переписал их в отдельное место, так как Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари отобрал их для себя».

Кутейба (да помилует его Аллах) говорил об имаме: «Если бы он был среди сподвижников, то был бы их знамением». Когда Кутейбу спросили об имаме, он сказал: «Я изучал хадисы и рациональные науки, был в обществе факихов, аскетов и праведников, усердствующих в поклонении, но я не видел среди них человека лучше, чем Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари».

«Я ни разу не сплетничал после того, как узнал о вреде этого греха!»

Также восхищенно о нем высказывался имам Ахмад ибн Ханбаль: «Не было в Хорасане ученого, подобного Мухаммаду ибн Исмаилу!»

Имама аль-Бухари считали не просто великим мухаддисом, но и факихом своего времени. Бундар (да помилует его Аллах) сказал: «Имам аль-Бухари – лучший факих нашего времени». Сам имам упоминает такую историю: «Однажды я зашел к аль-Хумейди, который вел диспут с кем-то относительно одного хадиса. Ученый сказал: «Вот пришел тот, кто нас рассудит». Они рассказали мне о сути их спора, и я решил, что в нем прав аль-Хумейди». То есть, такой великий ученый, как Абдуллах аль-Хумейди аль-Макки, который брал знания от Фудайль ибн Ияда и Суфьяна ибн Уейни, считал, что имам аль-Бухари обладает необходимым знанием, чтобы рассудить их спор. А ведь в то время имаму аль-Бухари было всего 18 лет!

И напоследок приведем случай, произошедший с имамом, о котором он говорит: «Однажды ко мне пришли мои друзья и рассказали мне хадис, которого я не знал. Я сказал им, что не знаю такого хадиса, и они радостные отправились к Амру ибн Али. Увидев его, они сказали: «Мы знаем хадис, который не знает Мухаммад аль-Бухари!» На это Амр ибн Али сказал: «Если его не знает Мухаммад ибн Исмаил, значит это – не хадис»

10 аятов и хадисов о вежливости

«Хидаят ас-сари ли сират аль-Бухари», стр. 87

Социальные комментарии Cackle