Какая ду'а поможет мусульманину победить свой нафс?

Какая ду'а поможет мусульманину победить свой нафс?

Какая ду'а поможет мусульманину победить свой нафс?

«Я не оправдываю себя, ведь душа человека повелевает зло, если только мой Господь не проявит к ней милосердия. Воистину, мой Господь – Прощающий, Милосердный» (сура «Йусуф», аят 53)

Пророк Йусуф (а.с.) доказал перед правителем Египта свою невиновность и добился оправдания. А жена визиря была вынуждена признать безвинность благочестивого Йусуфа и что истинной виновницей произошедшего была она сама. Однако вместе с тем Йусуф (а.с.) говорит, что он мог оказаться побежденным своим нафсом, если бы не помощь Аллаха. Таким образом, в этом кораническом аяте речь идет о темной стороне души – нафсе, который безостановочно старается ввергнуть нас в бездну греховности. Насколько опасен невидимый враг, настолько серьезную опасность представляет собой и необузданная душа. Ведь нафс не похож на какого-нибудь врага, вставшего на нашем пути и пожелавшего сделать нам зло.

С таким врагом можно было бы бороться, оказывать ему физическое сопротивление. Нафс опасен тем, что он заключен в нас самих, составляет часть нашей натуры. Кто же из нас может быть полностью защищен от этого скрытого врага, который пристал даже к посланнику Аллаха Йусуфу (а.с.)? Хорошо, а нельзя ли устранить эту опасность? Конечно же, можно. Вот этот аят является для нас руководством в вопросе о противостоянии злу, исходящему из нашей собственной души, из нафса.

У каждого из нас есть душа, и у каждой души есть природные потребности. Однако мы не должны удовлетворять эти душевные потребности не разрешенными в религии путями. Так, свое пропитание мы должны добывать, трудясь в поте лица, а сексуальные потребности удовлетворять, женившись, заключив никах. Естественно, иногда у человека могут возникнуть страстные желания, которым трудно противостоять. Ведь это часть того испытания, которому подвергает нас Господь в нашей земной жизни.

Однако вот что важно: насколько мы сумеем сопротивляться вожделениям своего нафса, настолько защитим свое достоинство. Ведь порядочный человек вовсе не тот, в душе которого никогда не пробуждаются нехорошие наклонности. Действительно достойным является тот, кто борется со своей похотью и не поддается низменным страстям. Не случайно в одном хадис-шарифе говорится, что пожелавшему совершить зло, но не совершившему его, у Аллаха запишется одно воздаяние (Дарими, «Книга смягчения сердец», 70).

А с другой стороны, в другом хадисе наш Пророк (ﷺ) называет беспомощными тех, кто проживают свою жизнь, потакая своей похоти и следуя низменным желаниям своего нафса, а затем просит у Аллаха спасения. Также он говорит о том, что разумно действуют те, кто умеет обуздывать свои страсти и прилагает усилия ради того, что ждет нас после смерти (Тирмизи, «Глава об особенностях Судного дня», 25).

Так вот, наша способность успешно бороться с окутавшими нашу душу страстями зависит только от помощи великого Создателя. Пророк Йусуф (а.с.) тоже с помощью Господа смог освободить свою душу от низменных страстей. Так он молился своему Господу:

«Господи! Темница мне милее того, к чему меня призывают. Если Ты не отвратишь от меня их козни, то я уступлю им и окажусь в числе невежд» (сура «Йусуф», 12:33).

Мы также не должны стесняться признавать, что без помощи Аллаха не смогли бы успешно бороться с отрицательными наклонностями своей натуры, как это делал пророк Аллаха Йусуф (а.с.).

Тем, кто испытывает затруднения в противостоянии своему нафсу, наш Пророк (ﷺ) советовал читать такую молитву-дуа: «О Аллах! Я надеюсь на Твою милость, не оставляй меня ни на мгновение наедине со своим нафсом…» (Абу Дауд, «Книга приличий», 100-101). Он также обращал наше внимание на то, что в данном вопросе мы все нуждаемся в помощи нашего великого Господа.

Несомненно, что наша натура сотворена склонной и к праведности, и к порочности (сура «Шамс», 91:8). Наша человеческая природа время от времени неизбежно толкает нас под воздействие плохих чувств и страстей. Пристрастие к земным богатствам и чинам, чувственные желания в определенной степени естественны в каждом из нас. Но ради удовлетворения этих желаний нельзя переходить границы запретного, нельзя поддаваться похоти. Ставить перед ними препятствия трудно, но возможно. Сила нашей воли, наша решительность должны проявиться именно в этой борьбе. Вот эта наша воля к борьбе с собственным нафсом придаст нам настоящего достоинства и поможет достичь довольства Аллаха.

Пророк милости (ﷺ) говорил, что самый трудный джихад ведет тот, кто борется с собственным нафсом. (Ахмад ибн Ханбаль «Муснад», 6/21). Однако если наша решительность в борьбе против собственного нафса принесет положительный результат, то надо помнить, что это стало возможным исключительно благодаря милосердию Аллаха, как об этом сказано в аяте: «Все хорошее, что постигает тебя, приходит от Аллаха. А все плохое, что постигает тебя, приходит от тебя самого» (сура «Ниса», 4:79). С осознанием этого будем стараться почаще произносить следующее дуа: «…О мой Аллах! Дозволь моей душе выстоять против всякого зла и очисти ее от грехов, ибо только Ты можешь ее очистить. Ты ‒ ее друг и покровитель, о мой Аллах!..» (Насаи, «Глава о том, как прибегать к защите Аллаха», 13).

Islam-Today

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

Социальные комментарии Cackle