Как понять – достигли ли вы очищения сердца во время Рамадана или нет?

Стали ли мы лучше после Рамадана?

Стали ли мы лучше после Рамадана?

Как мы все знаем и много раз говорили об этом, месяц Рамадан был дан верующим не для очищения организма или с целью лечебного голодания, но как возможность укрепления веры и повышения своего духовного уровня. Именно в это время важно особенно внимательно следить за состоянием своего сердца, поскольку наше сердце – это не только жизненно важный орган нашего тела, но и центральный духовный орган, при помощи которого человек общается с Богом, может воспринимать божественный свет, различать истину и ложь, добро и зло. Именно из сердца исходят дурные желания – как гнев, ненависть, зависть, ложь, похоть и иные нечистые страсти. 

Мы уверены, что большинство наших читателей старались провести этот месяц как можно лучше – в усердном поклонении и совершении благих дел, стремясь к духовному совершенствованию и очищению сердца. И теперь самое время проверить – смогли ли мы хотя бы немного улучшить состояние нашего сердца, приблизиться к довольству Всевышнего за это время?

Итак, какие есть признаки, по которым можно понять, стало ли лучше наше сердце в этот Рамадан:

1. Осознание временности материального мира и стремление к будущей жизни.

Человеку естественно больше думать об этом мире, чем о будущем, поскольку мы сами – существа из крови и плоти, мы имеем множество физических потребностей (в дыхании, еде, сне, супружеской жизни), нас со всех сторон окружает материальный мир.

Однако, будет большой ошибкой считать, что лишь этот мир реален, а духовный мир, мир грядущий – лишь фантазия или выдумка. Такое заблуждение бывает свойственно не только атеистам, но даже людям верующим. Которые могут признавать существование другой жизни только в теории, а на практике вести себя так, как будто с этой жизнью все для них закончится, поэтому нужно стараться получить все удовольствия и блага этого мира.

Месяц Рамадан дается нам именно с этой целью – чтобы мы хотя бы немного сократили, уменьшили наши физические желания и начали больше задумываться о нашей душе, о духовной жизни.

Сообщается, что Абдулла бин Умар (да будет доволен им Всевышний) сказал: «Однажды Пророк, мир ему и благословение, взял меня за плечи и сказал: “Будь в этом мире таким, будто ты чужеземец или путник”» (аль-Бухари).

Когда мы приезжаем в другой город или другую страну, никто не мешает нам наслаждаться красотами этих мест – мы посещаем достопримечательности, любуемся красивой природой, живем в хороших гостиницах, делаем покупки. Однако, мы помним, что мы здесь временно, придет срок, когда нам придется оставить все это и вернуться к себе домой.

Именно такое отношение должно быть у верующего к земной жизни – никто не запрещает ему получать удовольствие от дозволенных вещей этого мира (работать, создавать семью, покупать какие-то вещи, устраивать свой дом), но он должен помнить, что придет время – и он не знает, когда это будет, когда придется оставить этот мир и переселиться в другое место. Поэтому жить следует так, чтобы в любой момент было можно дать отчет за свою жизнь.

Если вы с пользой провели Рамадан, у вас должно появиться именно такое отношение к материальному миру.

2. Второй признак – это отвращение ко всяким дурным делам и грехам, и сильное раскаяние, если нам случается их совершить.

Если человек по природе нечистоплотен – мало обращает внимания на чистоту своего жилища или своей одежды, то дополнительная грязь и нечистота будет для него совершенно незаметна. Но если такой человек вымоется, оденется в светлую и чистую одежду, как следует уберет свой дом, ему будет причинять неудобство каждая пылинка и каждое пятнышко.

Так и нашим сердцем – чем больше мы его очищаем, тем неприятнее для нас будет даже самый малый и незначительный грех. Недаром праведные люди могли годами каяться за неосторожно сказанное слово – поскольку их сердце было подобно ослепительно белой одежде, на которой видна каждая соринка.

Не следует считать мелкие прегрешения незначительными – ведь и огонь загорается от множества маленьких веточек:

«Если человек будет пренебрегать малыми грехами, и их у него соберется много, то они его погубят. Подобно людям, которые решили приготовить пищу – они стали собирать маленькие веточки и когда их собралось много, они разожгли огонь и приготовили себе еду» (Ахмад, ат-Табарани).

3. Мы начинаем получать удовольствие от действий поклонения.

Через какое-то время после возвращения к религиозной жизни у многих верующих исчезает первоначальный энтузиазм и радость от поклонения, и мы начинаем относиться к молитве или посту как к рутинной, скучной обязанности. Целью Рамадана (в том числе) является возрождение прежнего духовного подъема и радости от поклонения Всевышнему.

Если вы ждете с нетерпением следующей молитвы, если вам доставляет радость поминание Аллаха (зикр) и дуа, то значит в Рамадан вы достигли своей цели. Ведь сердце истинно верующего находит подлинное успокоение только в поминании своего Господа:

«Поистине, только в поминании Аллаха успокаиваются сердца» (Коран, 13, 28).

4. У нас появляется искренность, желание совершать деяния ради Всевышнего – а не ради похвалы и одобрения людей.

Рия (совершение деяний напоказ) иначе называется малым ширком – то есть, поклонением кому-то еще помимо Аллаха. Разумеется, это не означает буквально, что человек, который совершает намаз особенно усердно только тогда, когда его кто-то видит, в реальности становится многобожником, речь идет об пагубности такого отношения к поклонению.

Очень опасно, когда человек ищет довольства людей больше, чем довольства Создателя. В Судный день Господь может сказать ему: «Иди к тем людям, ради кого ты совершал деяния в этом мире, и посмотри – найдешь ли ты награду у них» (хадис привел Ахмад).

5. Мы начинаем больше ценить время – как возможность совершать поступки, которые приблизят нас к довольству нашего Творца.

Время быстротечно, - не заметишь, как прошел день, другой, месяц, год. Еще кажется, недавно мы ходили в школу, - а теперь провожаем в школу своих детей. Мы все переживаем из-за потери денег, порчи имущества – но далеко не всегда осознаем, сколько времени у нас тратится понапрасну, в пустых, бесполезных занятиях. Пророк (мир ему) как-то сказал верующим, что время – это одна из милостей Создателя, которую, к сожалению, очень многие не ценят:

«Есть две милости, которые многие люди не оценивают по заслугам – это здоровье и свободное время» (Бухари).

В другом хадисе говорится:

«Воспользуйся пятью вещами прежде, чем случится пять других: воспользуйся своей молодостью прежде старости, здоровьем прежде болезни, богатством прежде бедности, свободным временем прежде занятости, и своей жизнью прежде смерти!».

Человек с духовно здоровым сердцем будет более скупым на трату времени, чем жадный человек на трату своего имущества.

Если мы все хотя бы иногда ощущаем появление в своем сердце вышеперечисленных качеств – что мы уже не так сильно привязаны к материальному миру, боимся совершить даже малый грех, получаем удовольствие от поклонения, которое мы совершаем не напоказ, искренне, ради Всевышнего и мы больше ценим время, значит, этот Рамадан для нас прошел не зря.

Анна Кобулова

Социальные комментарии Cackle