Как мусульманин должен относиться к похвалам и восхищению?

Шейх Ахмад ибн Атаиллях аль-Искандари пишет: «Когда люди хвалят вас за то, что они о вас думают, вините себя за то, что вы наверняка о себе знаете. Поистине невежественным является тот, кто отрицает то, что он о себе знает и верит в то, что говорят о нем люди».

По пути к Всемогущему Аллаху верующему предстоит пройти множество испытаний. Одно из них — похвала людей и их восхищение тем, что они о нас думают. Шейх Атаиллях дает в своей книге совет как верующему справиться с похвалой и восхищением.

Серьезная опасность

В похвале людей таятся серьезные опасности. Однажды один сподвижник высоко хвалил другого перед Пророком (мир ему). Посланник Аллаха (мир ему) сказал:

«Горе тебе! Ты сломал хребет своему другу!» (Бухари, Муслим).

Похвала людей может изменить намерение человека. Если он что-либо делал ради Аллаха, то после похвалы людей он может делать что-то ради их довольства, ради их похвалы или ради того, чтобы избежать их критики. Кроме того, если из-за похвалы людей человек погрязнет в самолюбовании. Он перестанет совершать благодеяния.

Польза самокритики

Еще один негативный аспект похвалы заключается в том, что человек перестает замечать свои недостатки. Шейх Атаиллях пишет:

«Когда люди хвалят вас за то, что они о вас думают, вините себя за то, что вы наверняка о себе знаете».

Люди хвалят, как правило, за то, что они думают о человеке, но никто, кроме вас, не знает хорошо ваши недостатки.

Шейх Атаиллях продолжает:

«Познание собственных недостатков лучше, чем открытие миров, спрятанных ото всех». 

Когда вы будете давать себе отчет относительно своих недостатков, то вам легко будет не воспринимать похвалу людей и, вместо этого, корить себя за свои недостатки. Это, в свою очередь, сподвигнет вас обратиться к Аллаху с просьбой о прощении своих грехов.

Али бин Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) однажды произнес замечательную проповедь. В ней он упоминал одного сподвижника:

«Если кто-то начинал хвалить его, он говорил: «Я знаю себя лучше других, а мой Господь знает меня лучше, чем я сам. О Аллах, не спрашивай меня за то, что они говорят обо мне, сделай меня лучше, чем они обо мне думают и прости мне то, что они не знают»».

Сподвижник отвечал на похвалу тем, что говорил хвалящим его людям, что знает себя лучше, чем они. Затем добавлял, что Всевышний Аллах знает его больше, чем он сам знает себя. А в конце обращался к Аллаху с дуа: «О Аллах, не спрашивай меня за то, что они говорят обо мне, сделай меня лучше, чем они обо мне думают и прости мне то, что они не знают».

Иногда излишняя похвала людей стирает награду за благодеяние, обещанную Аллахом. Все потому, что похвала — на самом деле то, что ожидал получить человек, поскольку его намерение было не ради Аллаха, а ради похвалы людей. Это один из признаков лицемерия.

Шейх ибн Атаиллях говорит: «Если кого-то из верующих хвалят, то ему должно быть стыдно перед Аллахом, потому что его хвалят за то, чего на самом деле нет.  Поистине невежественным является тот, кто отрицает то, что он о себе знает и верит в то, что говорят о нем люди».

Может ли человек оставить свои недостатки и поверить в то, что говорят о нем люди?

В некоторых других случаях похвала людей - это радостные вести для верующего. Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) сообщил:

«Однажды Пророка (мир ему) спросили: «Что ты скажешь о верующем, который совершает благие дела и его хвалят люди?». Пророк ответил: «Это радостные вести для верующего»» (Муслим)

Всевышний Аллах говорит о тех, кого окружающие хвалят за деяния:

«Им предназначена радостная весть в этом мире и в Последней жизни» (Сура «Йунус», аят 64)

Поэтому верующий должен благодарить Аллаха за то, что люди думают о нем как о благом человеке, но тем не менее не должен забывать недостатки.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle