"Это чудотворство или вдохновение не от румийца и не от шамца"

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.

Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.

Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

 

Глава 152. Завещание и наказ избранным и простолюдинам не брать это слово  без ритуальной чистоты (тахарат), дабы им досталась награда обоих миров,  если на то будет воля Всевышнего Аллаха

 


Если ты мудрый, товарищ бесподобный,
Не бери эту мою книгу без ритуальной чистоты (тахарат).

Оттого, что в ней имеется тайна Великого [Господа],
Прославление и восхваление друзей [Аллаха] и пророков.

И в Коране, и в его толковании (тафсир)
Поиски веди, дабы найти во всех тонкостях

В этих тайнах чистых и исполненных смысла
Море жемчугоносное [поэтического] размера маснави.

Чистую поэзию, подобную душе и духу,
Из груди моей заставило изливаться повеление Его.

Это есть фикх духовного путника, путевой припас взыскующего,
Заключены в нем знания о религии.

Знание о религии и знание о вере и пути
Включил сюда я, о товарищ.

Душа должна быть преданной, а взор чистым,
Дабы постиг он эти тайны чистые.

Поскольку это прибыло из тех миров,
Откуда оно проявилось и возникло?

Показало оно прекрасную форму и прекрасный вид,
Внешнюю и внутреннюю стороны всякой пищи сердцам [показало].

Это чудотворства или вдохновение,
Не от румийца они и не от шамца.

Без правой стороны и без левой стороны
В сердце моем проявилось оно по велению Обладателя Величия.

Кто есть говорящий (Абу Бакр Каландар – прим. ред.), чтобы прояснить?
Кто посредством моих слов рассказал, тот и разъяснит.

 

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017

Социальные комментарии Cackle