"Если уповаешь ты, то поступай, как он, на этом пути нужно действие, а не слова..."

Разъяснение того, что упование на Аллаха есть лучшее из дел

Разъяснение того, что упование на Аллаха есть лучшее из дел

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

 

Глава 34. Разъяснение того, что упование на Аллаха есть лучшее из дел

 

Упование имей на пути к Истинному (Хак),
Упованию учись у всех.

Обыкновением людей [Божьих] является упование,
Следование по пути Истинного (Хак) с упованием.

Слышал ли ты, как один из паломников (хаджи)
Спокойно шел, [всей] душой и сердцем устремлялся.

Вдруг упал он в яму,
Поломал себе руки, ноги, спину и лицо.

Стал он уповать на Аллаха, спокойно сел,
Со всеми [связь] разорвал и к Истинному (Хак) привязался.

Посреди ночи прибыли паломники,
Увидали там яму, большую словно пещера.

Сказали: «Что это на пути? Не годится!
[Если] провалится туда верблюд, то покалечится».

Помянули тогда они Аллаха,
Засыпали яму и пошли [дальше].

Одному ангелу пришло повеление от Создателя:
«Ступай и вытащи из ямы того дервиша (факир) Нашего».

Ангел тот с небес на землю
Прибыл тотчас же. Посмотри на этот смысл!

Этот дервиш о том ангеле узнал,
Голову поднял [и] вмиг выбрался из ямы.

Здоровыми и красивыми стали его руки и ноги,
Возблагодарил он Истинного (Хак) и быстро отправился в путь.

Если уповаешь ты [на Аллаха], то поступай, как он,
На этом пути нужно действие, а не слова.

Кто точно так же уповает [на Аллаха],
[Тот] из колючки выводит розу, а из гранита – воду.

 

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.

Социальные комментарии Cackle