"Если ты желаешь, то прямиком к бедности иди, дабы узнать, где..."

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

 

Глава 20. Разъяснение того, кого называют богатым бедняком?

 

Когда бедняк избавился от нужды в Нем,
Свободен он от узоров, цвета и запаха.

Теперь у него есть богатства от того Богатого,
Дабы проявлять в бедности сто умений.

Есть у него богатство и имущество, серебро и золото, а также
Женщины и дети, все хорошее и красивое.

Есть у него от всех ремесел умения.
Благоразумием то является, а не безумием.

Наставник он людям, проводник к Аллаху,
Путник он на [пути] шариата и религии Мустафы (пророка Мухаммада – прим. ред.).

Если станешь ты его мюридом, поистине, дозволительно [это],
Такой человек [одним] из людей Божьих является.

Он подобен морю благодеяния и милости Его,
Он накрывает стол благосклонности и благости Его.

Если назовешь его шейхом, то также дозволительно,
Если назовешь его бедняком, является он душой чистой.

Если ты сырой, то зрелым сделает тебя он мгновенно.
Если раной ты являешься, сделает [тебя] он бальзамом.

Тело твое станет подобным душе, неверие – вере,
Если ты почувствуешь запах того шейха избранного.

Словно лампа, полностью ты светлым станешь
Или же станешь подобным саду, розе и цветнику розовому.

Благодаря ему гордо голову держать будешь, словно солнце,
Освободишься от этих хлопот, еды и сна.

Познаешь ты себя, а затем станешь познавшим Истинного (Хак),
После этого удостоишься ты Господа.

Все это достигается благодаря тому бедняку,
Подобно тому, как царь жалует [что-либо] визирю.

Если ты желаешь, то прямиком к бедности иди,
Дабы узнать, где же находится тот бедняк.

До Судного дня он будет в каждую эпоху,
От того бедняка все эти смыслы проявляются.

Все, что я сказал, открылось [мне] благодаря его богатству,
Тот бедняк весьма богатый этот путь указал.

Этот путь безопасен, встань
[Всем] сердцем и душою на этот путь, о владыка,

Дабы прибыть к стоянке того попутчика,
Освободиться от этих споров и препирательств.

 

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.

Социальные комментарии Cackle