Что такое "хусну занн"?

Сегодняшнюю статью хочется начать с истории, которая случилась однажды в Османской Турции. Один султан – назовем его султан Мурад – имел обыкновение инкогнито (неузнанным) по ночам обходить свою столицу Стамбул, чтобы воочию проверить, как живут его подданные. И во время очередного обхода он увидел какого-то человека, лежащего на земле без движения. Но что бы еще более удивительным – окружающие люди презрительно проходили мимо него, даже не пытаясь узнать, что с ним, плохо ли ему стало, или он вообще умер?

Тогда такое поведение людей было редкостью, поэтому султан стал останавливать прохожих и спрашивать их – почему вы не хотите помочь этому человеку? Прохожие объяснили ему, что этот человек не заслуживает внимания порядочных людей, ибо он был большим грешником – каждый день он употреблял спиртное, а каждую ночь он посещал дома падших уличных женщин.

Тогда султан узнал, где он живет, пошел к нему домой и рассказал его жене о смерти мужа. Она заплакала и стала повторять: «Я же ему говорила, что так и выйдет, что его жизнь окончится таким печальным образом». И затем она рассказала, чем занимался ее муж на самом деле.

Каждый день он шел на работу, где усердно трудился до вечера. Затем, оставив какую-то сумму для пропитания семьи, брал остальные деньги и покупал на них спиртное, которое выливал в сточную канаву, в канализацию, желая таким образом защитить хотя бы некоторых людей от вредного влияния алкоголя.

Затем он шел в публичный дом – где отдавал остальные деньги нескольким женщинам, говоря им – вот твой заработок на сегодняшнюю ночь, тебе не нужно принимать мужчин сегодня, ложись спокойно спать. Таким образом, он хотел помочь хотя бы нескольким несчастным женщинам, чтобы они могли не заниматься своим постыдным ремеслом. Он делал это каждый день, тратя на это почти все, что он зарабатывал.

Однако соседи и знакомые, не понимая истинного смысла его поступков (ведь он скрывал от окружающих свои добрые дела), считали, что он большой грешник, поскольку видели, как он покупает спиртное и посещает дома падших женщин.

Жена его, слыша такие разговоры о нем, расстраивалась и говорила: «Что ты делаешь? Кто придет на твое погребение, кто совершит по тебе погребальный намаз, когда ты умрешь?» Но муж успокаивал ее, отвечая: «Не бойся, на мое погребение придет сам султан». И действительно, его предсказание сбылось – султан велел похоронить этого человека с почестями, и сам участвовал в заупокойной молитве по нему.

Какова мораль этой истории? Что не следует поспешно судить о человеке по его внешним действиям, тем более, не стоит торопиться плохо думать о человеке, даже если какие-то его поступки неправильные – или нам кажутся таковыми. Такой взгляд на людей и вообще, на все с нами происходящее называется в исламской религии хусну занн (хорошее, благое мнение).

Эта позиция предполагает положительное, хорошее отношение к людям и к жизни в целом – и противоположна подозрительности, мнительности и недоверчивости. Следует отметить, что хусну занн – благое мнение – на самом деле складывается из трех составляющих.

Во-первых, верующему человеку следует иметь хорошее мнение о себе самом – то есть, быть уверенным в своих силах, избавляться от излишних комплексов, от стеснительности. Конечно, это не значит, что нужно быть нахальным и самоуверенным, но слабость и неуверенность в себе очень мешает человеку в жизни достигнуть того, чего он на самом деле может добиться. (Более подробно мы уже писали об этом в статье: «Дуа дня: как избавиться от неуверенности в себе и слабости?»).

Во-вторых, как мы уже написали, нам необходимо иметь хорошее мнение о других людях – стараться не искать в них дурные качества и стороны, не подозревать их в плохом к себе отношении, не быть мнительным и недоверчивым.

Чрезмерная подозрительность к другим людям обычно вытекает из первого пункта – из неуверенности в себе, отсутствия у человека чувства собственного достоинства и веры в свои силы. Когда человек боится жизни, не уверен в успехе, он будет бояться других людей и постоянно ждать от них чего-то плохого для себя.

Более того, из подозрительности обычно вытекают и остальные негативные поступки – когда человек начинает выслеживать и проверять других людей – а вдруг они задумали что-то недоброе против него? Такое поведение вредит дружеским отношениям и разрушает семьи. Исламская религия призывает нас быть деликатным друг с другом, уважать чужое личное пространство и неприкосновенность частной жизни:

«О, те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах — Принимающий покаяния, Милосердный» (Коран, 49, 12).

Истинно верующие люди не вторгаются в чужую жизнь – не подсматривают и не подслушивают, не задают лишних вопросов и уж тем более, не позволяют себе читать чужую переписку, просматривать чужие телефоны или электронную почту.

К сожалению, такое иногда свойственно подозрительным и ревнивым супругам по отношению друг ко другу. Помните, что такое поведение вовсе не укрепляет брак, наоборот, оно разрушает доверие и отталкивает от вас другого человека.

Также к этому пункту относится поспешное суждение о других людях – когда на основании одного их слова или поступка мы торопимся осудить их, назвать человека грешником и дурным человеком, забывая о том, что мы не знаем истинного мотива его поступка и не видим его сердца.

Недаром, праведные люди советовали в любом случае найти своему брату семьдесят оправданий. Может быть, он поддался случайной слабости и уже давно раскаялся в своем поступке? Недаром говорят - вы видите чужой грех, но не видите чужого покаяния.

Возможно, его поступок на самом деле означает нечто совсем противоположное (вспомните историю, которую мы рассказали в начале). Кто знает, возможно, на каждый его грех приходятся десятки благих дел, о которых он просто не рассказывает никому?

Подозрительность и обидчивость – это далеко не всегда вина человека, чаще всего, это его беда и проблема. Возможно, у него были слишком строгие родители, которые редко хвалили его, но ругали и наказывали за каждую ошибку.

Иногда чересчур мнительными становятся доверчивые люди – которые однажды ошиблись в каком-то человеке, который обманул их доверие, после чего они вовсе перестали думать о людях хорошо. Такому недостатку бывают подвержены люди, слишком занятые собственной персоной, которые склонны считать обидой любой косой взгляд или самое безобидное замечание в свой адрес.

Но в любом случае, от такого отношения к другим людям и к жизни следует избавляться – оно портит нам нервную систему и здоровье, мешает наслаждаться жизнью, разрушает наши семьи и отношения с близкими людьми.

И последний, третий момент – того, что входит в категорию хусну занн, относится к хорошему мнению о Всевышнем - когда мы верим в Его милость и доброту по отношению к себе. Мы, люди, - весьма несовершенные существа, которые склонны ко грехам и ошибкам, после совершения которых у нас может появиться отчаяние в том, что Господь нас простит. Поэтому в таких случаях – когда мы падаем и заблуждаемся, очень важно верить в то, что Он любит нас и всегда готов принять наше покаяние.

«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: "Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он - Прощающий, Милосердный"» (Коран, 39, 53).

Плохо думать о Всевышнем опасно, поскольку такой человек легко может впасть в отчаяние и махнуть на себя рукой – все равно я никогда не исправлюсь, поэтому не стоит и стараться, буду грешить дальше.

Имам Хасан аль-Басри сказал по этому поводу: «Поистине, верующий хорошо думает о своём Господе и улучшает свои деяния, а грешник плохо думает о своём Господе и совершает плохие деяния».

Итак, хорошее мнение (хусну занн) очень важно для верующего человека – поскольку оно помогает ему быть уверенным в своих силах, что он, с Божьей помощью, может достичь успеха в своей жизни.

Этот же позитивный взгляд на жизнь помогает на по-доброму относиться к людям – не подозревая их в злом умысле по отношению к нам и не осуждая их, даже если нам кажется, что они поступили неправильно.

Даже если другой человек оступился, мы верим в него и желаем, чтобы он исправился. Тем более, нам никогда не следует терять надежду на милость Всевышнего к нам – что Он любит нас и прощает.

Анна Кобулова

Социальные комментарии Cackle