"Что есть душа? Она есть повеление Создателя"

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.

Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.

Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

 

Глава 13. Разъяснение того, что глаз видит, но не видит самого себя,  также и разум, хотя и является знающим, не знает самого себя,  и душа также не ведает о себе, хотя эти двое являются зрячими и знающими  благодаря ей, подобно тому, как рыба жива благодаря морю, но не ведает о море


С самого начала на рассказ посмотри,
Глаза сердца раскрой, взор обрати.

Видеть глазами сердца – это знание.
Видеть глазами телесными – это зрение.

Глаза телесные с глазами сердца вдвоем вместе
Наблюдением и созерцанием заняты непрестанно.

Глаза телесные являются доносчиками глаз сердца.
Глаза сердца находятся за пределами воды и глины.

Видение человека Божьего с помощью глаз сердца
Узрело сто миров за пределами этих воды и глины.

Удивительно, почему же не видят они себя?
Потому что свет их не отделен от этого жира его.

Почему же свет погрузил он в жир?
Спроси [об этом] у Аллаха, ибо это дело Божье.

Разум есть жемчужина в человеке.
Можно водить с ним дружбу близкую.

Поскольку различение есть у нас благодаря разуму, о сынок,
Считай ты его жемчужиной почитаемой.

Добро и зло ведает и знающим также он является.
Глаза сердца и глаза телесные зрячими являются благодаря ему.

Что предшествует вселенной? Разум! Что есть разум?
Орудием он является для религиозного знания (накль).

Обо всем он знает, но несведущ о себе.
Такова его участь, [так и] знай заранее!

Не знает, чем он является и что собой представляет,
Хотя и ведет он поиск в различении.

Что есть душа? Она есть повеление Создателя.
Благодаря ей разум и сердце в теле действуют.

Тело благодаря ей живо, а она есть повеление Аллаха.
Не снаружи она от нас и не внутри нас. Так где же она?

Нафс, разум и сердце вместе с этими глазами и зрением,
Если нет души, являются незначительными (другой вариант: находятся при смерти – прим. ред.).

Если нет хозяина в доме своем,
Непременно разрушится то гнездо его.

Такая птица удивительная и почитаемая
Все знает, а о себе не ведает.

Что она собой представляет и откуда появилась?
Хотя она и не является смертной, самость ее тверда.

Душа стала несведущей о том, что душой является,
Хотя и является она всецело взором и зрением.

Посему, поскольку они не знают о том, чем являются,
Ты не знаешь, кто они такие?

Посему подражателем ты являешься в сущности своей,
Несведущим о мусхафе и аятах своих (теле и душевных свойствах своих – прим. ред.).

Так приди же сегодня и ищи самого себя.
Чем же ты являешься и откуда ты?

Что бы ты ни говорил, прочитал ты и услышал,
Однако разве ты когда-нибудь видел [это], словно человек Божий?

О подражатель! Оставь подражание,
Ищи это знание и это единобожие (таухид)!

Дабы познал ты суть дела благодаря друзьям [Аллаха],
А затем познал Аллаха. Приди в себя!

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017

Социальные комментарии Cackle