"Бедности придерживайся и выбери жизнь бедняка, дабы понял ты тайну..."
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 191. Разъяснение того, что Пророк (мир ему!) сказал: «Бедность – это моя гордость, и я горжусь ей» (аль-факр фахри ва афтахиру бихи)
Рассказу о бедности положи начало,
Бедняков от грусти освободи.
Описал ты того бедняка стойкого,
После этого о бедности расскажи, о именитый!
Бедность свободна от обоих миров,
Пречиста она также от чего бы то ни было.
[Если] сравнишь ее [с чем-либо], то подобна она морю и жемчугу,
Не низменна она, а превыше всего.
Гордился бедностью Мустафа (пророк Мухаммад – прим. ред.), сказал:
«Смысл бедности есть тайна весьма сокровенная».
Бедность – это три буквы (в арабском слове факр – прим. ред.), все трое соединены,
Возьми бедность, а оба мира оттолкни.
Фи (первая буква в слове факр – прим. ред.) – приди к исчезновению (фана), от всего сущего освободись,
Каф (вторая буква в слове факр – прим. ред.) – дабы близость (курбат) обрел ты к Царю.
Буква ри (третья буква в слове факр – прим. ред.) говорит:
«Отдали [от себя] показную добродетель (рийа)
И восстанови себя из руин».
Сокровище находится в развалинах, о сынок!
Послушай же ты этот достоверный хадис.
Бедность есть сокровище, а руины – это наше тело,
Бедность выше земли и небес.
Бедность есть разрыв с этим миром.
Свободна она и от ‘Исы и от Марьям.
Подобно морю, полному жемчугов,
Бедность гордостью мира является, о умелый!
Бедности придерживайся и выбери жизнь бедняка,
Дабы понял ты тайну тайн Непоколебимого (Матин).
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.
Читайте также:
-
Дозволено ли мусульманке жить с курящим, пьющим, не молящимся мужем?
Муж не молится, выпивает и курит, но называет себя мусульманином. Имею ли я право жить с ним (я - истинная мусульманка)? (Санкт-Петербург, Россия)
-
Остерегайся дурных мыслей или хотя бы не произноси их вслух
Всевышний Аллах обладает безграничными знаниями. Мы же, будучи Его рабами, можем знать лишь некоторые вещи. Наши знания имеют естественные границы. Только знания нашего Господа объемлют все. Он знает обо всем видимом и невидимом. Он знает наши самые потаенные мысли. Ему ведомо даже то, что только промелькнуло в нашем сознании, что кроется в наших сердцах. Он ближе к нам, чем мы сами.
-
Какое дуа является наилучшим?
Чтение в конце намаза дуа «Раббана атина…» после ат-тахията, салли и барик является сунной. Некоторые хадисы и предания относительно пользы прошения у Всевышнего Аллаха благосостояния в мирской и вечной жизни посредством чтения этого дуа, которая упоминается в 201-ом аяте суры «Аль-Бакара», приведены ниже:
Как передается от Анас Ибн Малика (да будет доволен им Аллах!), больше всего пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) читал следующее дуа: «Раббана атина фиддунья хасанатан ва филь ахирати хасанатан ва кына газабаннар. О, Аллах, Господь наш, одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в огне».
-
Мусульмане-рохинья: история изгнания
Мусульмане-рохинья, спасаясь от преследований, продолжают пересекать границы Бангладеш. Согласно сообщению агентства ООН по делам беженцев в этой стране насчитывается уже около 500 тысяч беженцев, однако ее правительство не спешит признавать эти данные.
Проблема порождена властями Мьянмы, которое при поддержке военных не желает признавать существование этого народа, и закрывает глаза на массовые убийства мусульман-рохинья в штате Ракхайн и прочие военные преступления. Более того правительство даже запретило употреблять название «рохинья» и называет мусульман, живущих в стране «бенгальцами».
-
Что ислам говорит о реинкарнации (переселении душ)?
Реинкарнация или так называемое переселение душ, произошедшее от латинского слова "reincarnatio" («повторное воплощение») и предполагает под собой, что бессмертная душа живого существа перевоплощается из одного тела в другое, причем в каждой жизни развивается новая личность индивидуума. Существуют различные вариации реинкарнации. Некоторые верят, что перевоплощается только душа человека, другие считают, что и души животных также способны приобретать новое тело. Некоторые утверждают, что человек возвращается в образе того же пола, к которому он принадлежал, другие не признают ограничений. То есть вариаций на эту тему более чем достаточно.
-
Чего ни в коем случае нельзя допускать во время ссор?
В одном из хадисов сказано, что конфликты (ссоры) подобны бритве, сбривающей веру в сердце человека. Но, к сожалению, не всем удается их избежать. Особенно в отношениях с близкими. Несмотря на это, всегда есть возможность придти к «мирному соглашению» и не повредив отношениям в целом, если соблюдать определенные «правила ссор»…
-
Аяты Священного Корана о смене дня и ночи: научные факты
В Священном Коране есть частая ссылка на те или иные явления природы, которые являются особыми знаками, заставляющими людей задуматься над загадкой творения этого мира. Не случайно Всевышний в разных аятах обращается к «обладателям знания», «людям разумеющим».
-
Чудо, описанное Кораном: почему не смешиваются два моря?
Аллах Всевышний говорит: «Между ними существует преграда, которую они не могут преступить» (ар-Рахман 55/20). Наряду с тем, что как уже было сказано выше словосочетание «два моря» может иметь различные значения, внешний смысл аята указывает на два моря, одно из которых с соленой водой, а другое с пресной. А под «преградой» возможно подразумевается разная плотность воды в этих двух морях, которая и не дает им смешаться.