3 заповеди и 3 запрета: о чем предупреждает нас Всевышний в суре "Пчелы"?

Нет, наверное, такой мечети во всем мусульманском мире, в которой каждую пятницу не читали бы с минбара один и тот же аят. Это 90-й аят суры ан-Нахль (Пчелы):

«Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, — быть может, вы помяните назидание».

(Инна-Ллаха йа-муру бил-’адли уал-ихсани уаита-и зилкурба уа йанха ’анил-фахша-и уал-мункари уал-багйи; йа-’изукум ла-’аллакум тазаккарун).

Возможно, некоторые из нас уже выучили его наизусть, слыша его во время каждой пятничной хутбы. Почему имамы всего мира читают этот аят каждую пятницу? В чем его значимость?

По поводу ниспослания этого аята имам Ахмад приводит хороший хадис от ибн Аббаса, что, когда Посланник Аллаха (мир ему) сидел во дворе своего дома, мимо проходил Усман ибн Мазун и улыбнулся Посланнику Аллаха (мир ему).

Посланник Аллаха (мир ему) сказал ему: «Не присядешь?» Тот ответил: «Конечно». Посланник Аллаха (мир ему) сел лицом к нему, и когда они говорили, вдруг Посланник Аллаха (мир ему) стал смотреть наверх в небо. Так он смотрел некоторое время, затем перевёл взгляд вниз, пока не стал смотреть в землю справа от него.

Затем Посланник Аллаха (мир ему) медленно повернулся от своего собеседника Усмана в ту сторону, в которую смотрел. Затем он стал кивать головой, будто внимая тому, что ему говорят, а Ибн Мазун продолжал наблюдать за ним.

Затем, когда он завершил внимать тому, что ему говорят, он снова стал поднимать взор вверх, как в первый раз, будто бы наблюдая за кем-то, пока тот не исчез. Затем он снова повернулся к Усману. Усман сказал ему: «Я не видел ничего подобного тому, что ты делал сегодня, когда сидел со мной». Посланник Аллаха (мир ему) спросил его: «Что же ты видел такого, что я сделал?» 

Усман сказал: «Я видел, что ты смотрел на небо, потом стал опускать свой взор, пока не стал смотреть вниз справа от себя, а затем повернулся к нему и оставил меня. Затем ты стал кивать головой, будто бы внимая тому, что тебе говорят».

Посланник Аллаха (мир ему) спросил: «Ты заметил это?» Усман ответил: «Да». Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Только что ко мне пришёл посланец от Аллаха, когда ты сидел со мной». Усман переспросил: «Посланец от Аллаха?». Посланник Аллах (мир ему) ответил:«Да». Усман спросил: «Что же он сказал тебе?» 

Посланник Аллаха (мир ему) ответил: «Поистине, Аллах приказывает справедливость и благодеяние». Усман рассказывал: «И тогда вера укрепилась в моём сердце, и я полюбил Мухаммада». (Тафсир ибн Касира, 16:90)

Если мы тщательно проанализируем этот аят, то мы обнаружим, что Аллах упомянул в нем 6 принципов, 3 заповеди и 3 запрета.

Справедливость

Предписание мусульманам быть справедливыми. В Коране 89 аятов начинаются со слов «О те, которые уверовали», в каждом из которых содержится какое-либо предписание для мусульман. В одном из таких Аллах говорит:

«О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете». (Сура аль-Маида, аят 8)

Все Пророки Аллаха были призваны вершить справедливость в отношении с Аллахом и людьми. Один из таких Пророков, справедливость которого была испытана Аллахом, был Пророк Дауд (мир ему).

В аятах 22-26 суры Сад рассказывается о двух братьях, которые так стремились попасть на аудиенцию к Пророку Дауду, что им пришлось даже перелазить через стену дворца. На самом деле это были два ангела, посланные к Дауду в качестве испытания.

Пророк Дауд был очень удивлен появлением посетителей, которые сразу рассказали ему о сути взаимных друг к другу претензий.

По легенде, один из братьев обладал большим стадом в 99 овец и положил глаз на одну овцу, которая принадлежала другому брату. Пророк Дауд, не дослушав до конца, решил спор в пользу того брата, у которого была только одна овца. Этим примером Аллах поведал об ошибке, совершенной Даудом до этого.

Пророк Дауд (мир ему) осознал свою ошибку и раскаялся. Аллах принял покаяние Дауда (мир ему): «О Дауд ! Воистину, Мы назначили тебя наместником на земле. Суди же людей по справедливости и не потакай порочным желаниям, а не то они собьют тебя с пути Аллаха». (сура Сад, аят 26)

Превосходство в совершении добра (ихсан)

Второй принцип, упомянутый в аяте – это превосходство в совершении добра. В Коране это слово во всех его вариациях встречается довольно часто.

Когда Аллах предписывает почтительное отношение к родителям, Он подразумевает почтительность, доведенную до совершенства:

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро (ихсан) родителям». (Сура аль-Исра, аят 23)

Когда Аллах упоминает любой разговор, Он призывает говорить только благое, использовать наилучшие слова и высказывания:

«Скажи Моим рабам, чтобы они говорили наилучшие слова…». (Сура аль-Исра, аят 53)

В суре аль-Мульк, когда Аллах говорит о цели Его творений, Он вновь упоминает превосходство:

«Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше…». (Сура аль-Мульк, аят 2)

Это некоторые из аятов Корана, призывающие мусульман к совершению любого дела в его совершенной форме. Посланник Аллаха (мир ему) подвел итог совершенства в одном хадисе:

«Поистине, Аллах повелел совершенство (ихсан) во всем». (Муслим)

Какое бы дело мы не совершали, вне зависимости от того, имеет ли это отношение к дунье или ахирату, основой наших деяний должно быть совершенство.

Продолжение следует...

Islam-today

Социальные комментарии Cackle