"Сама вера означает устойчивость. Но при условии, что она глубокая и наполненная..."

Все актуальней становится вопрос психологического консультирования, в том числе и среди мусульман. По сути дела, приходя в Ислам, у человека должны исчезать все проблемы, ведь религия решает все. В Исламе есть ответы на все вопросы. Однако многие мусульмане в последнее время стали обращаться к специалистам в сфере психологии. Главный вопрос, который встает перед специалистами – почему же часть людей, которые себя позиционируют глубоко верующими, не может сохранить свою психологическую устойчивость? Почему люди, придя в Ислам, не могут разобраться со своими проблемами? Как использовать религию в качестве ресурса устойчивой личности?

- Сама вера означает устойчивость. Но при условии, что она глубокая и наполненная, - отмечает член редакционной коллегии журнала «Ислам в современном мире» Ольга Павлова. – Так что такое психологическая устойчивость? Это целый набор качеств, в которые входят жизнестойкость, стабильность, уравновешенность, конфликтоустойчивость, эмоциональная стабильность, низкий уровень тревожности, возможность сопротивления внешнему воздействию (устойчивость на внешние раздражители).

Особняком стоят индивидуальные психологические особенности, которые способны снизить психологическую устойчивость человека и реализуются через нашу религию, через Ислам. Обратившись к главнейшим источникам знаний для мусульманина (Корану и Сунне), можно увидеть, что все имеющиеся индивидуальные психологические особенности очень четко прописаны в Благородном Коране и Сунне.

- Там дается конкретный рецепт, как удержать эту психологическую устойчивость. «Поистине, за каждой тяготой следует легкость». Наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) говорил о том, что нельзя гневаться, проявлять враждебность, всевозможную агрессию. Любая такая ситуация, которая связана с психологическими состояниями неустойчивости, описана в Коране. Даны простые, понятные рецепты, которые работают лишь в тех случаях, когда человек действительно обладает этой внутренней религиозностью, наполненной личностным для каждого человека смыслом.

Так почему же вера не для каждого человека становится ресурсом? Почему Ислам для некоторых не становится тем якорем, который спасает в трудные минуты? Как отмечает Хава Шайдуллина, консультирующий детский и семейный психолог, образовательный центр «Хакима», здесь немало важную роль играет теория привязанности.

- Что влияет на психологическое благополучие человека? Оно строится из удовлетворения базовых потребностей человека, необходимости удовлетворения привязанности, физических потребностей, наличие безопасности. Важным фактором является также ресурсное состояние человека. Если внутренние ресурсы представляют собой наличие знаний, личностных качеств, самооценка, то внешние – это финансовые блага, должности, реализация во внешнем мире. Все это в совокупности дает человеку чувство удовлетворенности.

Если говорить о негативном воздействии, то многое берет корни из прошлого. В первую очередь, речь идет о психологических травмах. Также немало важную роль играют такие факторы, как проблема с привязанностью с родителями, стресс и отношения с людьми, близкими. Не стоит забывать и о том, что на многие события, происходящие в нашем настоящем, мы реагируем, исходя из имеющегося опыта в прошлом.

Какую же роль здесь играет вера во всей этой картине?

- Я рассматриваю веру не как объект религиозного исследования, а с точки зрения теории привязанности.  Как влияют отношения с Богом на жизнь человека.

Для многих Всевышний выступает в роли родителя, особенно при отсутствии отца или матери.

- Стоит отметить, что у привязанности есть две роли. Это роль ведущего (брать на себя ответственность, забота и главенство) и роль ведома (зависеть, подражать, брать пример, уважать, любить, стремиться к контакту и близости). Когда ребенок не находит привязанности в отношении с родителями, то он может переключиться на какую-то игрушку, определенный объект, в котором способен найти опору.

Когда мы строим отношения, мы всегда смотрим внутренние аспекты, на те чувства, которые испытываем по отношению к объекту своей привязанности. В ситуации с поклонением также важно рассматривать тот аспект чувств, которые мы испытываем по отношению к нашему Создателю.

- Вспомните, когда человек совершает поклонение, награда за него увеличивается за счет искренности намерения, за счет испытываемых нами внутренних чувств к Всевышнему. Один ученый сравнил веру с птицей: одно крыло ее – надежда, другое – страх, а голова этой птицы есть любовь, любовь к Богу.

По словам специалиста, основная проблема заключается в том, что зачастую затрагиваются лишь внешние аспекты наших поступков, а вот испытываемые чувства остаются в стороне. Важно понять, что религия становится ресурсом лишь тогда, когда речь заходит об отношениях между верующим и Всевышним, о тех чувствах, которые испытываешь на данный момент, а не о награде за выполненные действия.  Ведь надежная привязанность не просто удовлетворяет базовые потребности, но становится мощным ресурсом для личностного развития. Когда человек вступает в отношения с надежной базой, тогда она становится ресурсом, позволяющим ему идти вперед.

«Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (хадис передал Муслим).

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle