Халяль. Маркетинг по-честному.

Диляра Фаткуллина

Диляра Фаткуллина

Как нет производства без сырья, так нет продаж без маркетинга. Известно, что в маркетинге свои приёмы и правила. Их немало. Но всегда ли они применимы, хоть и обещают доход?

Тонкости халяль-маркетинга  разбираем с Дилярой Фаткуллиной, членом Координационного совета Департамента женщин-предпринимателей АПМ РФ, соорганизатором Центра поддержки ли начинающего предпринимателя АПМ РФ, PR-директором Международной Школы исламского бизнеса, экономики и права ISIBEL.

- Диляра, если говорить о маркетинге вообще, то что в нём должно быть главным?

Маркетинг можно объяснить, как  управленческий процесс, в результате которого изучаются и удовлетворяются потребности людей. 

Подробно рассмотреть эту тему в нашем интервью не получится, поэтому  остановлюсь на одном из основных правил маркетинга. А именно - предпринимателю необходимо ставить во главу своего бизнеса не собственный товар или продукцию, а нужды людей. Надо увидеть, какую потребность, «боль» людей могут закрывать ваш товар или продукция. Тогда маркетинговые решения и PR-компании будут грамотными, а значит, эффективными.

- Относительно недавно в нашей жизни стала расширять своё присутствие марка «Халяль». Но по-прежнему многие связывают её только с продуктами питания.

На сегодняшний день в Российской Федерации действует несколько региональных  Халяль-Комитетов. Начиналось всё когда-то с Москвы и Татарстана, сейчас география расширяется. Названные комитеты подконтрольны Духовным управлениям мусульман, как регуляторам вопросов  Религии в нашей жизни.

Говоря об охвате Халяль-сертификацией товаров и услуг, надо понимать, что речь идёт о важнейшем вопросе – избегании греха как производителями, так и потребителями. Поэтому неудивительно, что марка «Халяль» активно выходит  за пределы мясных, кондитерских и прочих продуктов питания. Официальные Комитеты Халяль  уже не первый год выдают лицензионные сертификаты различным  медицинским, гостиничным, финансовым, туристическим, бизнес-предприятиям.

Это с одной стороны. С другой стороны, увеличивается число мусульман, которые обращают внимание на то, в какой гостинице остановиться, в какую клинику обратиться, с каким маркетологом сотрудничать. Словом, на расширение марки «Халяль» уже сформировались и спрос, и предложение.

- Диляра, какими признаками характеризуется халяль-маркетинг?

Халяль-маркетинг, будучи частью исламского бизнеса, реализует  методы и подходы, разрешённые Исламом. Разрешённым является всё, что согласуется с Кораном и Сунной, не противоречит им. Но важно ещё одно условие – «не ходить туда, где сомнительно».

«Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, о котором многие люди не знают. Остерегающийся сомнительного очищается от него ради своей Религии и своей чести, а тот, кто занимается сомнительным, придет и к совершению запретного подобно тому пастуху, который пасёт своё стадо около заповедного места и вот-вот окажется там…» (приведено Имамами Аль-Бухари и Муслимом).

Поскольку маркетинг располагает целым набором приёмов, то халяль-маркетологу в каждом конкретном случае необходимо быть осмотрительным. Для ясности, приведу примеры того, что халяль-маркетингом считаться не может:

1) Незаконное копирование или имитация официального знака «Халяль» на упаковке, вывеске, рекламной продукции.

Это обман и введение потребителя в заблуждение. В этих случаях отговорки из серии: «Это рекламщики без нашего ведома разместили» - не принимаются.

2) Использование в надписях на упаковках Священных Имён Аллаха, аятов Корана, хадисов, изображений Каабы, аль-Аксы и т.п.

Эти упаковки после использования могут  оказаться рядом с нечистотами и мусором, могут быть выброшены. Если вам для продажи поступил  товар в подобной упаковке, то, по меньшей мере, при отпуске  его покупателям необходимо предупреждать их об уважительном отношении к названным изображениям и надписям.

3) Использование приёмов нейромаркетинга.

Речь идёт о различного рода воздействиях на сознание потребителя с  целью принудить человека к покупке. Это использование в пунктах продаж (магазинах, аптеках, кафе и т.д.) аромамаркетинга, визуальных, звуковых, вкусовых, тактильных и других  эффектов. Например, музыкальные треки в бутике (громче необходимого), ароматы в кондитерской (насыщеннее естественных) и пр. Как правило, подобные ухищрения имеют целью так воздействовать на органы чувств покупателя, чтобы искусственно повысить привлекательность товаров (блюд), а также рассеять внимание потребителя и, следовательно, снизить осознанность его выбора.

4) Несоответствие товара, заявленного на упаковке, тому, что содержится внутри этой упаковки.

5) Замалчивание деталей, особенностей товара (в том числе, наличия в нём брака).

6) Накрутка подписчиков и самодельных отзывов при продвижении товара в социальных сетях.

7) Общая неграмотность в вопросах халяль, например:

- снабженец в кафе уверен, что  халяль – это «лишь бы не свинина»; 

- рубщик мяса в мясном магазине разделывает на одном столе и тем же ножом мясо-халяль и нехаляль  и только в торговом зале продукцию раскладывают  по разным витринам;

- руководитель допускает появление на рабочем месте сотрудниц в неподобающей одежде (мини, декольте); 

- смешанная торговля дозволенным и недозволенным товаром;

и пр.

- Диляра, спасибо за полезный разговор. Чем Вы его завершите?

Как можно видеть из приведённых выше примеров, основная сложность предпринимателей, позиционирующих себя мусульманскими, нередко состоит в недостаточном знании своей Религии. Отсюда - определённая недобросовестность и нечестность в работе и жизни. Желание угодить «и нашим, и вашим», а также непонимание, что Наделяющим Благами является только Всевышний, становятся серьёзным испытанием на сабр.  

Поэтому я желаю читателям, несмотря на возраст и профессию, продолжать своё обучение – Исламу, наукам, мастерству. Всё это - чтобы видеть шире и жить правильнее. Ин ша Аллах.

Гузель Ибрагимова

Социальные комментарии Cackle