Первый психолог-мусульманин, разработавший концепцию психического здоровья

Первый психолог-мусульманин в истории (Фото: mvslim.com)

Первый психолог-мусульманин в истории (Фото: mvslim.com)

Абу Зайд аль-Балхи – мусульманский эрудит, живший в IX веке. Его труды касались абсолютно разных научных сфер – география, медицина, философия, теология, политика, поэзия, этика, социология, грамматика, литература и астрономия.

Родился он в 849 году н. э. в персидской деревне Шамиситиян, в провинции Балх (откуда он и получил приставку к своему имени), которая ныне является частью современного Афганистана. За годы своей жизни из-под его пера вышло порядка 60 книг и рукописей.

К сожалению, большинство документов, написанных им, были утеряны с течением времени. Дошедшие до нас работы, посвящённые пропитанию души и развитию «Балхской школы» земного картографирования, ярко демонстрируют нам интеллектуальное мастерство учёного.

Аль-Балхи начальное образование получил от отца. Став чуть старше, решительно приступил к изучению научных и художественных отраслей знаний того времени.

Пища для тела и души

Самой известной работой Аль-Балхи является «Пища для тел и души» («Масалих Аль-абдан ва аль-Анфус»). В этой монументальной рукописи Аль-Балхи сначала обращается к физическому здоровью, после чего углубляется в область души. Здесь стоит отметить, что для светского ума душу можно уподобить психике.

Особый интерес в современном мире вызвал именно второй раздел этой работы. В первую очередь, это вызвано проницательным сведениям, указанным автором в труде. Если нафс заболеет, то организм также может не найти радости в жизни с развитием физического заболевания.

Нормализация психологических заболеваний и страданий

Одной из основных первоначальных целей для психологов, практикующих сегодня в западном мире, является нормализация болезни. Даже в наиболее развитых частях мира стигматизация и стыд часто сопровождают психологические заболевания, аспекты которых всё ещё рассматриваются как табу. Многие составляющие мусульманского мира содержат гораздо более глубоко укоренившиеся стигмы и табу в этой области.

Психологическое заболевание также может рассматриваться как постыдная вещь, обрушившаяся на семью в наказание за их грехи или в результате слабости веры домочадцев. Процесс нормализации болезни важен в терапии, поскольку большинство из тех, кто испытывает психологическое заболевание, считают себя ненормальными, необычными и совершенно неестественными. Нормализуя болезнь, клиент может перестать навешивать на себя подобные ярлыки и станет более уверенным в себе. Более тысячелетия назад Аль-Балхи писал труды, чтобы помочь нормализовать психологические страдания своих читателей.

Связь Разума и Тела

Аль-Балхи в своих трудах указывал на связь между умом и телом, делая акцент на том, что здоровье одного из компонентов имеет сильно влияние на другого: «Когда тело заболевает, оно будет препятствовать обучению (и другой умственной деятельности) или выполнению обязанностей надлежащим образом. И когда душа будет страдать, тело потеряет свою естественную способность наслаждаться удовольствиями и обнаружит, что его жизнь становится несчастной и беспокойной».

Он также признаёт реальность психосоматического заболевания – «психологическая боль может привести к телесному заболеванию». Гораздо позже эта мысль обретёт второе дыхание в работах персидского врача Хали Аббаса. Однако на Западе эта идея распространится лишь благодаря Фрейду фактически спустя тысячелетие.

Когнитивные решения и когнитивная терапия

Пожалуй, самым новаторским методом Аль-Балхи является использование им ранней, новаторской формы когнитивной терапии. На протяжении всего своего исследовательского пути он выступает за использование разговорной терапии, используемой для изменения мыслей человека и, следовательно, приводящей к желаемым улучшениям в его поведении.

Предписанное им лечение депрессии перекликается с идеями психотерапии: он описывает использование «нежного ободряющего разговора, который возвращает некоторое счастье». При этом Аль-Балхи также придерживается мнения, что музыкальная терапия оказывает положительное влияние на человека.

Обращаясь к встревоженному или испуганному читателю, Аль-Балхи выступает за более широкое внедрение разговора с самим собой, который направлена на то, чтобы успокоить мышление человека и одержать верх над страхом. В тексте он также настоятельно рекомендует обсуждать свои проблемы с надёжным другом или доверенным лицом.

Точность описаний

Депрессия была известна и описана греками задолго до появления на свет Аль-Балхи. Что впечатляет в описаниях мусульманского учёного, так это то, что он, по-видимому, оказался первым, кто смог отличить депрессию, вызванную экологическими или косвенными факторами, от депрессии, являющейся результатом внутренних биохимических факторов или того, что можно было бы назвать в наше время органической депрессией.

Что касается обсессивной компульсивности, описательные критерии Аль-Балхи согласуются с диагностическим и статистическим руководством по психическим расстройствам. DSM-V описывает навязчивые идеи как «повторяющиеся и постоянные мысли, побуждения или импульсы, которые переживаются в какой-то момент во время нарушения, как навязчивые и нежелательные, и которые у большинства людей вызывают заметную тревогу или дистресс».

Это очень похоже на описания Аль-Балхи: «раздражающие мысли, которые не реальны. Эти мысли мешают наслаждаться жизнью и выполнять повседневные дела. Они влияют на концентрацию и мешают умению выполнять различные задания. Страдающие люди становятся озабоченными страшными мыслями и ожидают этих событий в любое время».

Существует также абсолютная общность между двумя текстами в описании попыток страдающего человека подавить нежелательные навязчивые идеи: DSM-V упоминает их попытки «игнорировать или подавлять такие мысли, побуждения или образы».

В тексте Аль-Балхи говорится о том, что человек не может «использовать свои умственные способности, чтобы иметь дело с чем-либо ещё, и был бы слишком занят воображаемой неминуемой опасностью, чтобы наслаждаться любыми удовольствиями или концентрироваться на том, что ему говорят, или общаться с другими. Всякий раз, когда он пытается отпустить и общаться, тревожные мысли будут тут как тут, чтобы контролировать его ум».

Вывод

Работа Аль-Балхи, несомненно, на века (если даже не на целое тысячелетие) опережает свое время. От дифференциации между типами депрессии до признания наследуемости склонности к навязчивому мышлению Аль-Балхи доказывает проницательность своих исследований.

Те, кто изучил хотя бы одну работу учёного, с готовностью подтвердят, что Аль-Балхи смог установить баланс между духовным и материальным. Вместо того, чтобы в качестве единственного объяснения говорить о вмешательстве джиннов, он решил положиться на психологический язык, чтобы объяснить определённые психологические явления.

Этот баланс, кажется, ускользает от современных психологов, которые в попытке достичь научной строгости, полностью отвергают духовные и нематериальные вопросы. Хотя работа Аль-Балхи содержит некоторые слова и идеи, которые, возможно, окажутся далёкими для современного читателя, важно изучать текст с учётом его контекста.

Самый важный урок, который следует извлечь из работы Аль-Балхи, - это союз религиозных и светских воззрений, исследований. Стремясь овладеть обоими, он создал синтез, гармонию – то, что многие считают сегодня невозможным вследствие ложной дихотомии между религией и наукой.

Islam-today

Социальные комментарии Cackle