Вдохновлённый Востоком: как исламский мир повлиял на западное искусство

Почему европейские изображения культуры и населения стран Ближнего востока обрели такую популярность?

Как отмечает Клод Пьенинг, директор выставочного зала Софеби, коллекция работ востоковедов представляет собой желанный приз для многих. Примечательно, что коллекция Неджд, которая была собрана в 1970-1980-ых годах, представляет собой один из лучших образцов ориенталистской живописи. Примерно половина работ принадлежит трём самым важным художникам этого стиля. Речь идёт о Жан-Леоне Жероме, Людвиге Дойче и Рудольфе Эрнсте.

Кем же были художники-востоковеды?

Художники-востоковеды, почти все из которых были по происхождению европейцами, представляли арабский регион в своих работах роскошным и изысканным, где люди знали толк в искусстве. В акварельных набросках Чарльза Робертсона группа мужчин в тюрбанах рассматривает богато украшенный красно-золотой ковёр на рынке Каирена.

Жером в своих работах отдавал предпочтение изображениям мусульман во время молитвы. К примеру, на одной картине человек, облачённый в роскошные жёлтые одеяния, протягивает руки к Мекке, в то время как другие преклоняют колени позади него в мечети с высоким потолком. Другие картины изображают повседневные сцены внутри необычных интерьеров арабских дворцов.

Художник австрийского происхождения Дойч создал целую серию работ, посвящённых изображению видных личностей Османского мира. На одной из картин он изобразил дворцового стражника.

В работе американца Фредерика Артура Бриджмена посыльный в сопровождении газели вручает записку сановнику, который удобно расположился в углу комнаты, украшенной замысловатыми цветочными мотивами.

Всё это позволяет нам прикоснуться к Аравии, впечатления от путешествия в которую для нас сохранили люди, далёкие от культуры и традиций Ближнего Востока. Пожалуй, это главная отличительная черта ориентализма – противоречивого жанра в искусстве, который многими рассматривается в качестве продолжения колониалистского мышления.

Однако, несмотря на обилие постколониальной критики, этот стиль живописи обрёл своих поклонников, в том числе среди его собственных героев.

Изменения в восприятии

«Сегодня 75% всех ориенталистских картин, которые мы продаем, принадлежат не только частным коллекционерам, но и музеям», - отмечает Пьенинг. Коллекция, о которой идёт речь, стала решающим толчком в развитии этого направления живописи. Она была собрана в том числе усилиями лондонского арт-дилера Брайана Макдермота, который сыграл важную роль в возвращении ориенталистских работ на рынок. И, хотя коллекционер остался анонимным, это была одна из первых подобных коллекций, собранных кем-то из арабского региона (интересно, что Неджд – это центральная область Саудовской Аравии».

«Сегодня такую коллекцию собрать не представлялось бы возможном, - уверен Пьенинг. – Это было новым веянием». К тому времени, когда коллекционер Неджд перестал пополняться работами в 1990-х годах, искусство востоковедов стало модным среди арабских коллекционеров, особенно на территории Персидского залива.

Новые художественные музеи на Ближнем Востоке и на территории остального исламского мира явили собой наглядный интерес работами востоковедов. К примеру, одна из самых известных работ Лувра, расположенного в Абу Даби, – это картина востоковеда.

Речь идёт о работе молодого эмира Османа Хамди Бея, который изобразил юного студента, лежащего в типичной для османских времён обстановке и читающего книгу. В последствии это изображение использовалось на рекламных щитах и в пиар-кампании ещё до открытия музея и по сей день остаётся центральной работой музейной коллекции. Отметим, что Хамди Бей был турецким художником, обученным во Франции, и является единственным крупным художником-востоковедом незападного происхождения.

Нельзя также не сказать о Дохинском музее востоковедения, открытом в 2005 году и ставшим единственным посвящённым полностью жанру ориентализма; немало важен и Музей исламского искусства Малайзии. Сама по себе продажа коллекции Неджд знаменует окончание эпохи частного коллекционирования и прихода новой, когда во главу угла встают музейные коллекции по всему огромному пространству исламского мира. 

Интересно, что уже в октябре месяце этого года Британский музей совместно с коллегами из Малайзии планирует организовать выставку работ востоковедов под общим названием «Вдохновлённый Востоком: как исламский мир повлиял на западное искусство».

Директор Музея исламского искусства Малайзии Сайед Мохамед Альбухари по совместительству является братом Сайеда Мохтара Альбухари, который недавно спонсировал знаменитую реконструкцию галерей исламского искусства Британского музея.

Джулия Тагвелл, со-куратор выставки Британского музея, говорит, что организаторы были вдохновлены изменением приёмов художников: «Многие из коллекционеров приезжают из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Они рассматривают эти произведения искусства в качестве важнейших визуальных остатков своего наследия. Поэтому особенно актуально исследовать предпосылки зачатия и дальнейшего развития ориенталистского художественного движения на предстоящей выставке, тем более что мы будем делать её при использовании полного спектра художественных средств».

 

Что искусство ориенталистов рассказывало нам о мире, который оно изображало?

Пиенинг также говорит, что ориентализм обеспечивает живописную историю региона: «Относительно до недавнего времени исламское искусство было гораздо более предметным, геометрическим, ремесленным. Ни о каких визуальных, портретных работах не могло идти и речи. Художники-востоковеды не поняли бы этого в то время, но для нас это возможность прикоснуться к богатой истории мусульманского мира. Если говорить о коллекции Неджд, то она подарила нам 155 работ, которые знакомят с тем, как выглядел исламский мир около ста лет назад. При этом география происходящего на снимках широка – от Марокко до Стамбула, от Константинополя до Каира».

Многие из изображенных предметов, таких, как Мечеть Омейядов в Дамаске или базары Яффо, в течение последнего столетия оказались эпицентрами конфликтов на Ближнем Востоке. Эти исторические события, зафиксированные на холсте, имеют невероятно высокое значение для сохранения наследия.

Но, к сожалению, ориенталистское искусство не идеально. Неточностей предостаточно: к примеру, в декорациях стран Магриба вдруг появляются люди, облачённые в одежды, свойственные для османского региона. По словам самого Пиенинга, было много того, что он называет «кабинетными востоковедами»: картины «художников, которые никогда не путешествовали в эти страны, а просто полагались на впечатления других людей, желая вызвать в воображении зрителя нереалистичные, но очень яркие образы». Однако ни одной такой работы вы не найдёте в коллекции Неджд.

Несмотря на все недостатки, именно ориенталистская живопись делает арабский мир чем-то более экзотическим и сказочным, рисуя его как царство гаремов, праздных халифов и простых девушек, несущих кувшины с водой и держащих свой путь через скалистую местность.

С работами, включёнными в коллекцию Неджд, можно будет ознакомиться в выставочном зале Софеби в Лондоне, начиная с 11 октября в течение 5 дней (до 15 октября включительно). Основные работы, выбранные для экспозиции, также можно увидеть в выставочном зале в Дубае 6 и 7 октября. Сама же выставка «Вдохновлённый Востоком: как Исламский мир повлиял на западное искусство» будет экспонироваться с 10 октября по 26 января 2020 года в Лондоне.

Фото: www.thenational.ae

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle