Ювелирные украшения булгар: коранницы, накосники и сюльгамы

Каждая цивилизация, каждая общность, народность оставляет после себя не только летописи и отдельные даты и имена правителей, но и предметы быта, традиционную одежду, украшения. Оставленное потомкам наследие позволяет не только судить о становлении национального стиля в декоративно-прикладном искусстве отдельно взятого этноса, но и детально изучить влияние соседних народов и государств, оценить уровень жизни населения в определённый период.

Ранее мы рассказывали Вам об особенностях культовых сооружений, ювелирных украшениях, бытовых изделий и художественном стиле древнего булгарского народа. В прошлый раз остановились на знакомстве с головными украшениями жительниц Волжской Булгарии. А сегодня мы расскажем Вам об особенностях декорирования отдельных элементов, являющихся частью накосника или целого комплекса тезмэ.

Не секрет, что одним из наиболее популярных видов ювелирных изделий являются амулетницы, которые в своё время были частью комплекса тезмэ (украшение для кос) и размещались в основании головы между двумя косами девушки. Нельзя не отметить, что в так называемый домонгольский период амулетницы не потеряли своего значения, а с быстрым распространением среди местного населения Ислама трансформировались в коранницы.

Часто в целом комплексе вместо амулетниц можно было встретить стандартные бляхи крупного размера в форме прямоугольника. Это было отличительной чертой тезмэ казанских татарок, что стало явным свидетельством сохранения древних булгарских традиций.

 

По словам этнографов, на сегодняшний день мы можем ознакомиться с высокохудожественными образцами амулетниц-коранниц домонгольского и золотоордынского периодов, сохранившихся до наших времён. Что же они собой представляют? Это плоская бронзовая коробочка с открывающейся крышкой, богато украшенной узором из мельчайшей зерни в сочетании с накладной сканью и самоцветами. В центре амулетницы можно увидеть крупный самоцвет, который, к сожалению, не прошёл проверку временем. Если сравнить древние амулетницы с коранницами казанских татарок, то мы увидим интересную деталь – форма, система распределения скано-зерневого узора и самоцветов осталась практически неизменной за исключением мелких деталей.

Среди находок археологических экспедиций также часто можно встретить такие элементы женского убранства, как булавы, то есть заколки для волос. Зачастую мастера венчали женские булавы миниатюрными фигурками или головками птиц (к примеру, утки, гуся, филина, певчих птиц). Что касается изображения фигурок, то они носили обобщённых характер, были статичны, но чётко передавали особенности каждого вида. Однако нередки были и случаи замены их полушарными выступами, отделанными зернью. Анализируя форму и декор заколки, можно понять, что она являлась иллюстрацией того факта, что образ птицы тесно связывался у жителей Волжской Булгарии с образом женщины, что близко булавам иранского и хорезмийского происхождения.

Стоит сказать, что неотъемлемой частью украшений женской и мужской одежды были металлические пуговицы, в основном из бронзы, которые могли использоваться не только в составе хэситэ, в накосниках-чулпах, но и в качестве поясных подвесок. Чаще всего пуговицы оформлялись с использованием техники литья, штамповки. Часто можно было увидеть и использование зерни как мелкой, так и более крупной. Сам размер пуговицы колеблется в пределах 8 мм – 2,2 см в высоту. Формы их самые разнообразные, но более характерны для того периода – грушевидные и шаровидные. Узоры же состояли из органичного набора простейших геометрических мотивов. Однако если анализировать с более ранними булгарскими образцами, то на лицо явное обогащение используемого орнамента.

Помимо металлических пуговиц среди ювелирных украшений булгар встречаются сюльгамы мордовского типа. Это была застёжка для воротника женской рубахи. Часто они обогащались подвесками из 4 цепочек, поверхность которых украшалась зерневыми узорами. Как предполагают специалисты, именно сюльгамы с подвесками стали основой украшения казанских татар — яка чылбыры (воротниковой застёжки).


Ильмира Гафиятуллина, Казань

 

Социальные комментарии Cackle