Что Ислам говорит о коррупции?

Прошлый 2013 год многим россиянам запомнился широкомасштабной борьбой с коррупцией. Это и многомиллиардные дела «Оборонсервиса» и «Росагролизинга», скандальные разоблачения во многих министерствах и ведомствах, аресты и уголовные дела в отношении высокопоставленных чиновников как муниципального, так и регионального и даже федерального уровней. Из-за этого у многих граждан нашей страны сложилось впечатление, что Россия является лидером по коррупционным делам и хищениям государственного имущества должностными лицами. Однако коррупционные скандалы в других странах, например в Испании и Турции, явно продемонстрировали, что коррупция – это болезнь современного общества без привязки к конкретной территории или этносу. Никуда она не исчезла ни из католических и протестантских стран ЕС, ни из стран, где 99% населения составляют мусульмане.

Кто мог предполагать, что кабинет министров Турецкой Республики, преимущественно состоящий из высоких партийных деятелей «Партии справедливости и развития», окажется замешанным в крупных коррупционных делах? Тем более удивительно именно последнее обстоятельство, так как Ислам строго осуждает все виды противозаконного присвоения государственного имущества и злоупотреблений служебным положением. Но такова жизнь, в реальности мусульмане вовсе неидеальны и ни коем образом не защищены от общечеловеческих слабостей и соблазнов. В очередной раз убеждаешься, что идеальна система Ислама, а не его последователи. Предлагаем вашему вниманию небольшое исследование об отношении Ислама к такому человеческому пороку, как коррупция.

Согласно Священному Корану любое неправомерное присвоение чужого имущества является грехом. И тем более грехом является подкуп должностных лиц. «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте этим [имуществом] судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности [других] людей грешным путем», - говорит Всевышний Аллах в Священном Коране (2/188).

В другом аяте Всевышний Аллах рассказал о коррупционной практике прежних поколений и предупредил мусульман, чтобы они не совершали подобных ошибок: «Ты [воочию] видишь, что многие из них (т.е. представителей прежних верований) стараются превзойти друг друга в грехе, вражде и поедании запретного. Мерзко то, что они совершают! О, если бы раввины и ученые мужи удерживали их от греховных речей и запретной пищи! Мерзко то, что они вершат!» (5/62, 63).

Есть целый ряд хадисов, в которых Посланник Аллаха (мир ему) гневно осуждает взяточничество. Например, в Муснаде Ахмада ибн Ханбаля приводится следующий хадис: «Да проклянет Аллах дающего и берущего взятку, а также посредничающего в этом». В тексте данного хадиса используется арабское слово «ришва», которое переводится как взятка. Посланник Аллаха (мир ему) указал и на чудовищные последствия коррупции для государства и общества: «Нет такого народа, в среде которого существует взяточничество, и который не впал бы в ужас и страх».

Как передает Хасан аль-Басри, у сынов Израиля был такой обычай: направляясь в суд, обе стороны несли в подоле взятку, и прежде чем зачитывался приговор, показывали взятку судье. В результате судья выносил приговор в интересах того, чья взятка была дороже и ценнее.

Однако в последнем приведенном аяте используется не слово «ришва», а  арабское слово «сухт». Согласно мнению сподвижника Пророка (мир ему) Ибн Масуда, следует отличать сухт от обычной взятки. «Сухт» означает взимание платы за оказание помощи в противозаконной деятельности, что целиком соответствует современному определению коррупции: «Коррупция – преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных полномочий для личного обогащения».

Коррупция является одним из серьезных преступлений среди целого перечня запретных шариатом экономических операций,  таких как ростовщичество, торговля спиртным или свининой.

Коррупция имеет не только скрытый, но и согласительный характер совершения. Она, как правило, не влечет за собой жалоб, так как виновные стороны получают взаимную выгоду от незаконной сделки. Стержнем коррупции является взяточничество. Взяточничество – это вид преступления, которое можно определить как общественно опасное деяние, совершающееся представителями власти и должностными лицами благодаря их служебному положению и вопреки интересам службы. Это злоупотребление властью с использованием служебных полномочий.

С точки зрения шариата греховным является как дача, так и получение взятки. Пророк Мухаммед (мир ему) проклял того, кто предлагает взятку, и того, кто берет взятку, и того, кто является посредником при ее передаче.

Известно, что закон Ислама очень суров в отношении воровства, совершаемого обычными людьми. Тем более тяжким преступлением является кража, если она совершается должностным лицом, которому вверено управление большим количеством людей.

Абдуллах ибн Аббас рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Взявший на себя обязательство руководить десятью людьми и выносящий среди них решения, которые нравятся им или нет, в Судный день будет приведен на Страшный суд с закованными в цепи руками. Если выносил решения справедливо, не получал взяток, не причинял зла, руки будут освобождены. Если же выносил решения, идущие вразрез с велениями Аллаха, получал взятки, был халатным, руки будут связаны еще крепче и его бросят в Ад. Он скатится в такую бездну Ада, что не достигнет ее и по истечении 500 лет».

Этическая и юридическая системы Ислама предполагают принцип равенства и ответственности между всеми гражданами общества независимо от их положения и материального состояния. И если кто-либо замечен в данных противоправных действиях и его вина доказана, то наказание уже в этом мире должно быть неотвратимым, дабы избежать разложения общества, а также еще более мучительных наказаний в мире следующем.

Ринат Габбасов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle