Чем полезны путешествия для верующего человека?

Людей испокон веков интересовало – что же происходит в окружающем их мире, как живут люди в других городах и странах, чем они занимаются, что их интересует? Сейчас для этого существует интернет, с помощью которого мы в считанные минуты можем узнать, что делается в любой части мира, узнать последние новости, посмотреть фильм о жизни людей в интересующей нас стране и даже пообщаться с людьми, которые там живут.

С какой целью мусульмане отправлялись в путь в древности?

Однако так было далеко не всегда. Раньше путешествия были насущной необходимостью для многих людей. Купцы отправлялись в путь ради своей торговли – чтобы привезти из других стран необходимые у них на родине товары и, наоборот, продать в другой стране те вещи, в которых нуждались жители той местности.

Путешествия мусульманских купцов способствовали распространению ислама по миру. Известно, что с помощью арабских и других мусульманских купцов ислам достиг таких стран как Малайзия или Индонезия. Ученые и любознательные люди ездили по разным городам и странам, чтобы учиться у тамошних учителей, узнавать что-то новое о разных народах, их обычаях, культуре и религии.

Многие великие ученые ислама много путешествовали в поисках знаний. К примеру, имам Бухари, составитель самого известного сборника хадисов, провел долгие годы в путешествиях по разным городам исламского мира ради того, чтобы собрать все известные в то время высказывания Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Он побывал в Мекке и Багдаде, в Басре и Афганистане, в Египте и в Иране. Известно, что имам Шафии, другой великий ученый, в юном возрасте отправился учиться в Медину к имаму Малику, потом побывал в Ираке, где учился у учеников имама Абу Ханифы (который в то время уже скончался) и окончил свою жизнь в Египте.

Следует также упомянуть об очень важном путешествии, которое во все века стремились совершить мусульмане – это путешествие в хадж или умру. Оно очень укрепляло и расширяло связи между мусульманами всего мира, благодаря ему люди, живущие в одном конце исламского мира, могли познакомиться и завязать торговые или личные связи с мусульманами из других стран.

Вклад мусульман-путешественников в развитие науки об окружающем мире

Мореплавание очень продвинулось благодаря изобретению компаса, упоминания о котором впервые появляются у арабских мореплавателей в 13 веке. Традиционно считается, что его изобрели китайцы, однако некоторые европейские востоковеды считают, что первенство в этой области может принадлежать арабам – это допускают и сами китайцы.

Компас в огромной степени помог арабским морякам совершать дальние путешествия в открытое море, тогда как до прежде они не рисковали удаляться от суши. Теперь они могли странствовать по Атлантическому и Тихому океанам, вокруг Африканского континента почти до Нового Света.

История сохранила для нас имена многих знаменитых мусульманских путешественников, благодаря которым сильно расширялись познания людей о разных странах и континентах. Одним из первых арабских путешественников был купец из Басры по имени Сулейман. В 851 г. он совершил путешествие из Персидского залива через

Индийский океан в Китай. Попутно он посетил Цейлон, Суматру, Никобарские и Андаманские острова. Во время путешествия Сулейман вел записи.

В начале X в. персидский писатель Ибн Даст путешествовал по Передней Азии и Восточной Европе. Результаты своих странствий он изложил в историко-географической энциклопедии «Книга драгоценных сокровищ». В ней он упоминает о славянах, описывает их быт, нравы, обычаи. О славянах и древних русичах писал в своей книге «Путешествие на Волгу» Ахмед ибн Фадлан. Он в составе посольства багдадского халифа Муктадира отправился к волжским булгарам с целью укрепления их в исламской вере.

Самым выдающимся арабским путешественником XIV в. был странствующий купец Ибн Батута (1304-1377). В 1325 г. он отправился из своего родного города Танжера в Александрию. Затем он поднялся вверх по Нилу до первого порога, посетил Сирию, Палестину, Западную Аравию и Ирак. Затем посетил Мекку и пошел берегом на юг Йемена, а оттуда морем до Мозамбикского пролива.

На обратном пути Ибн Батута через Занзибар морем добрался до Ормузда, побывал на Бахрейнских островах и в Южном Иране, а затем вернулся в Египет. Из Египта через Сирию и Малую Азию он прошел до города Синопа на Черном море, переплыл к южному берегу Крыма, а оттуда направился в столицу Золотой Орды Сарай-Берке, расположенную в низовьях Волги, на верхней Ахтубе.

Далее путешественник пошел на север до города Болгар. Вернувшись в Сарай-Берке, Ибн-Батута сопровождал татарское посольство в Константинополь. Из Константинополя Ибн Батута через Прикаспийскую низменность и пустынное плато Устюг дошел до города Ургенч, а оттуда в Бухару. Он посетил Самарканд, затем повернул на юг, пересек Амударью, преодолел Гиндукуш и вышел в долину среднего Инда. Там он через Пенджаб дошел до Дели. Ибн Батута прожил в Индии несколько лет как чиновник делийского султана.

В 1342 г. он был послан султаном в Китай, но по пути в (Южной Индии) был ограблен. Оставшись без средств к существованию, он вынужден был поступить на службу к мусульманскому правителю Мальдивских островов. Раздобыв средства, Ибн Батута прибыл на Цейлон, оттуда морским путем отправился в Китай, побывал в Пекине. Затем снова отплыл на Цейлон, оттуда через Малабар, Аравию, Сирию и Египет в 1349 г. вернулся в Танжер.

Закончив свои странствия, Ибн Батута продиктовал описания своих путешествий. За 25 лет путешествий он прошел по суше и по морю около 120 тыс. км. Книга «Путешествия Ибн Батуты» переведена на многие европейские языки. Она содержит большой исторический, географический и этнографический материал.

Чем полезны путешествия в наше время?

Многие скажут, - хорошо, в древности путешествия действительно были необходимостью. Но стоит ли мусульманам, живущим в наше время, отправляться в путь, чтобы посетить другие страны – разумеется, кроме обязательной поездки в хадж? Какой в этом смысл – ведь сейчас человечество обладает очень большим количеством информации о любой стране и любом народе, которая доступна каждому пользователю Всемирной сети.

Конечно, обязанность посещать другие города и страны на вас не лежит. Каждый решает сам – исходя из своих финансовых и других возможностей – хочет ли он покидать родные места, или ему вполне хватает прогулки в городской парк, выезда летом за город на природу, в лес или на речку, или поездки в деревню к родственникам. Однако, если вы все-таки захотите поехать в другие города и страны, в этом для вас – по милости Всевышнего – будет польза. В чем конкретно она заключается – вот некоторые пункты:

С точки зрения медицины:

Как утверждают врачи, путешествия помогают человеку укреплять иммунитет, поскольку они снижают стресс – в путешествии человек получает множество положительных впечатлений, снимает стресс и тревогу. Отсюда снижается риск сердечно-сосудистых заболеваний. По данным исследований, люди, которые часто путешествуют, меньше страдают от болезней сердца.

Также установлено, что путешествия благотворно влияют на работу мозга. В путешествии человеку все время приходится решать какие-то вопросы – ориентироваться в незнакомой местности, общаться на иностранном языке, узнавать много нового о культуре и истории разных стран. Исследования показали прямую связь между путешествиями и развитием творческих способностей, расширением культурного сознания, а также личностным ростом.

Путешествия очень полезны для общего физического состояния организма. Человек много двигается – гуляет по улицам городов, ходит в горы, плавает в море. Все это очень полезно для укрепления мышц тела.

С точки зрения психологии:

Путешествия делают психику человека более гибкой и устойчивой к переменам. У него расширяется кругозор – он узнает много нового об обычаях и традициях других народов. Все это способствует развитию в нем терпимости и уважения к чужому мнению, он становится менее категоричным и ограниченным. Ведь известно, что боязнь и агрессию порождает невежество – когда мы мало знаем о других людях, мы их боимся, поскольку ожидаем враждебного отношения к себе. Общение и обмен информацией делают нас более дружелюбными и миролюбивыми.

С точки зрения религии:

Известно, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поощрял верующих к путешествиям ради получения знаний:

«Ищите знание, даже если оно в Китае…» (Джами ас-Сагыр, 1/310).

«Кто вышел из дома за знаниями, тому Аллах облегчает путь в Рай» (Муслим).

Верующий человек во время путешествия любуется красотой природы – морями, реками, лесами, горами, восходами и закатами, звездным небом. Это лишний раз напоминает ему о могуществе Творца. Посещая разные города, он видит, сколько прекрасных памятников архитектуры – дворцов, замков, мостов, башен, - создали люди с помощью талантов, которыми их наделил Создатель. Он благодарит Всевышнего за возможность увидеть столько прекрасных вещей и через это становится ближе к Нему.

Совершая путешествия, мы знакомимся со своими единоверцами, живущими в разных частях света, узнаем их жизнь, их обычаи и, наоборот, они больше узнают о жизни мусульман в нашей стране, это укрепляет узы братства нашей общины.

Посещая немусульманские страны, мы способствуем тому, что люди других религий узнают больше об исламе, у них создается положительный образ ислама. Поэтому для мусульман так важно вести себя достойно и порядочно во время путешествий за границу – чтобы люди не начинали плохо думать об исламе, глядя на их недостойное поведение.

Дуа путника

Поэтому, когда мусульманин отправляется в путь, ему следует обратиться за защитой к Аллаху, прося Его облегчить ему путешествие и благополучно вернуться домой. Вот некоторые дуа, которые полезно произносить в дороге:

Отправляясь в дорогу Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произносил следующее дуа:

Аллахумма инни аузу бикя мин ва’саисис-сафари ва кабатиль мункаляби валь-хаури бадаль каури вадауатиль-мазлум.

«О, Аллах! Я ищу убежища у Тебя от трудностей в пути, от дурного в дороге и от дуа притесненного (мной)» (Муслим, Насаи).

Также считается весьма желательным прочитать аят аль-Курси перед выходом из дома. В хадисе сказано:

«Тот, кто прочтет аят аль-Курси перед выходом из дома, будет сохранен от всего нежелательного до самого возвращения» (Навави, Аль-Азкар).

Садясь в транспорт, желательно произнести:

Субханаль-лязи саххара ляна хаза ва ма куна ляху мукринин ва инна ила Раббина лямункалибун. Аллахумма инни насалюка фи сафарина хазаль-бирра ват-таква ваминаль амали ма тардза. Аллахумма хаввин аляйна сафарина хаза ватни анна бу’даху. Аллахумма антяс-сахиби фис-сафари валь-халифату филь-али. Аллахумма инни аузу бикя мин ва’саиссафари ва ка’батиль-манзари ва суль-мункаляб филь-мали валь-ахли.

«Он, Аллах, пречист от всех недостатков, и Он предоставил нам это для услужения нам, ибо не хватило бы наших собственных сил на это. Поистине, мы все вернемся к Господу. О, Аллах! Мы просим блага, богобоязненности и Твоего довольства в этом путешествии. О, Аллах! Облегчи нам дорогу и приблизь далекое. О, Аллах! Ты защищаешь нас в пути и оберегаешь наши семьи. О, Аллах! Я прошу у Тебя убежища от трудностей в пути, от бед в дороге, от урона нашему имуществу и семьям».

По возвращении желательно произнести:

Айюбина таибуна ’абидуна ли Рабина хамидун.

«Мы возвращаемся из путешествия просящими прощения, поклоняющимися (Ему) и восхваляющими (Его)».

Итак, как мы установили, мусульмане всегда много путешествовали. Ученые собирали знания, купцы обменивались товарами, а также узнавали много нового о разных землях и странах. Мусульмане-путешественники внесли большой вклад в развитии географии, научных знаний об окружающем мире.

В наше время мусульманам также будет весьма полезно ездить по разным странам. Это укрепляет здоровье, делает разум человека более подвижным и гибким, помогает ему обрести новые знания, стать более терпимым к иным взглядам. Таким образом мусульмане укрепляют узы братства своей общины, помогают людям других религий узнать об исламе. Отправляясь в путь, верующему следует поручать себя Аллаху, прося о благополучном путешествии и возращении.

Анна (Муслима) Кобулова

Социальные комментарии Cackle