В чем обвиняли Шигабутдина хазрата его противники?

 

Текущий год проходит под знаком выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа, историка и этнографа Шигабутдина Марджани (1818-1889).

В 1915 году во время подготовки к 100-летию мыслителя в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения Ш.Марджани, воспоминания о нем. Среди авторов этого фундаментального труда был Шагар Шараф – крупный ученый и журналист. Именно ему выпала честь написать наиболее полную и достоверную биографию  богослова.
Islam-today продолжает публикацию глав из этого очерка

Взгляды большинства ученых имели весьма запутанный характер, что являлось следствием отсталости научной мысли, отсутствием прогресса, ограниченности числа изданий на татарском языке. В тот период не придавалось большое внимание национальному языку. Самое главное в учебных заведениях не занимались изучением истинных наук. Зато было распространено слепое следование взглядам предшественников и их обожествление. Любое новшество и любое слово и мысль, которые звучали не из уст наставников или вычитывались из посторонних источников воспринимались как бид’ат и призыв к распутству. Мударрисы и наставники предпочитали вести преподавание по старым, апробированным методам и привычным путем, они не воспринимали критику и указание на недостатки.

Марджани в начальный период своей педагогической деятельности острым пером и в свойственной ему резкой  форме начал критиковать устоявшиеся к тому времени в научно-педагогической среде методы обучения и некоторые традиции. Все его помыслы, все знания были направлены на то, чтобы возвеличить Ислам, служить собратьям по вере. Этому отдавал все свои силы и энергию. Некоторые ученые и просвещенные люди того времени хотя и признавали его правоту, однако большая часть по причине невежества и приверженности к следованию чьим-либо взглядам или являясь сторонником кого-либо, не считали нужным считаться с его взглядами и его превосходством. Они относились к книгам и меджлисам ученого как хараму, а потому с умыслом или без оного всячески стремились противостоять Марджани. Муллы и мударрисы, ахуны и богатеи, для которых мнение толпы было превыше, чем истина, сплотившись в одно целое, выступали против него. Они ни в коем случае не желали признавать ученого, всячески старались переиначить его слова, исказить их истинный смысл и при помощи доносов им даже удалось два раза лишить его духовного сана. Желая возбудить в народной среде негативное отношение к ученому, они утверждали, что он превратно объясняет каноны Шариата, будто бы его вероубеждение носит ущербный характер. Благодаря их стараниям были опубликованы множество статей и издано книг о неприемлемости его взглядов и мыслей, о том, что должно сохранить старые традиции и порядки. Однажды несколько мулл Казани, ища поддержку извне, обратились к муфтиям Бухары по вопросу о крепости в вере ученого.

Ответ был получен незамедлительно и в чем только не обвиняли богослова! Утверждалось, например, что он якобы и шафигит, мугтазилит, рафидит и шиит. Некоторые объявляли его даже мунафиком, безбожником и кяфиром. Однако ни одно из этих утверждений не строилось на истинной логике и не имело под собой достаточных оснований. К примеру, Марджани в некоторых вопросах позицию шафигитов признавал более убедительной и отстаивал это, за что о нем выносился хукм, что он шафигит. Однажды он высказался о том, что приверженец мазхаба мугтазиля Замахшари написал содержательный тафсир и его соответственно причислили к данному мазхабу. Он выступил в защиту шиитов и рафидитов, и вынес вердикт, что они мусульмане и не спешил осуждать их с точки зрения вероубеждения и куфра и тем самым навлек на себя обвинения в том, что он шиит, рафидит и безбожник.

Основные положения критики со стороны имамов позиции богослова строились на следующих трех главных моментах:

Первый: Марджани много времени посвятил изучению Корана и хадисов, исследовал  старинные масхабы, сделал сравнительный анализ древних верований и обрядов, существовавших в первом и втором веках. В соответствии с этим он выносил свои научные заключения. На их основе он пришел к выводу о том, что мусульмане впоследствии в некоторых вопросах веры и фикха отступили от некоторых постулатов, которым следовали правоверные в благословенные для них века. Многие положения сунны были объявлены бид’атом и наоборот бид’ат был возведен в степень сунны. Причем богослов утверждал, что во втором случае явно противоречат книгам, в которых излагаются основы Шариата и Марджани указывал на эти вещи. Когда к нему обращались с вопросом, касающимся Шариата, он прежде всего начинал с упоминания хукумов, вытекающих из Корана и хадисов, а если не находил ответа в них, обращался к хукумам, которые выносились муджтахидами-авторитетными учеными или факихами-знатоками исламского права. Только после этого он изучал все их доводы и обоснования и отвечал на заданный вопрос.

С книгой о Марджани в арабской графике можно познакомиться на портале www.darul-kutub.com

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle