Взгляды Марджани на методику преподавания и учебные программы медресе

В 1915 году во время подготовки к вековому юбилею выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа Шигабутдина Марджани (1818-1889) в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения богослова, воспоминания о нем. Составители сборника включили в него отрывки из трудов богослова по злободневным вопросам Ислама, которые не потеряли своей значимости и в наше время. Автор его Хасан-Гата Мухамметович Габяши (1863-1936) - выдающийся религиозный и общественный деятель, богослов, ученый-тюрколог. В свое время трижды избирался членом Оренбургского магометанского духовного собрания и исполнял обязанности кадия. Его перу принадлежит фундаментальный труд «Муфассал тарих каум тюрки» («Подробная история тюркских народов»). Вот как Х-Г.Габяши оценивает труды Марджани.

Общеизвестно, что в основе духовной жизни и культуры заложено просвещение, знания. Нет необходимости подробно останавливаться на важности обучения и науки. И в Священном Коране и в Благородных Хадисах знания и науки возводятся столь высоко, и считается обязательным-фардом совершенствование в познании, обучении, которое предполагает вознаграждение Всевышнего. Относительно наук можно подчеркнуть их многообразие, но в Коране и Хадисах это не уточняется. И все-таки в некоторых аятах и хадисах встречается понятие «фикх», однако этим термином обозначаются все науки, которые несут пользу. Так какую область знаний подразумевает это понятие? Улемы пытаются найти ответ на данный вопрос. По словам Али аль-Кари (ему милость Аллаха), улемы разошлись во взглядах на суть данного понятия.

Некоторые утверждают, что оно подразумевает таухид и науку о достоинствах Аллаха, другие настаивают, что здесь имеется в виду учение о Коране, иные склонны считать, что речь идет о науке по изучению хадисов. Есть и такие, кто видит чисто исламское право, а другие замечают, что речь идет о предмете, изучающем суть аскетизма и многое другое. И что интересно каждый из улемов может привести массу доказательств в пользу своих утверждений. Тот же Али аль-Кари (ему милость Аллаха) замечает, что каждый из ученых прилагает усилия, чтобы убедить общественность в безукоризненности и обязательности тех наук, которыми он занимается. Однако стоит принять позицию одного из улемов, как тут же выявится сразу два десятка возражающих и настаивающих, дескать, «здесь все не так просто». Как же быть в создавшихся условиях? Ведь стоит углубиться в эти дебри, того и гляди, затеряешься  и не сможешь нащупать твердой почвы под ногами.

Возможно, как утверждают исследователи, под общепринятым понятием «знания» имеется в виду совершенные науки, ведь каждая наука в своей сути имеет пользу, и на своем месте каждое новое знание является фардом. Здесь мы не будем излагать все подробности, а заострим внимание на познаниях, которые необходимы для мусульман для совершенствования их веры и в повседневной жизни, ведь все эти знания будут считаться фардом. Если уж познания необходимы конкретно одному человеку, то это будет считаться фардом-гайн, а если познания нужны многим людям, речь идет о фард-кифая. К примеру, медицина, портновское ремесло и плотницкое дело, которые весьма необходимы в повседневной жизни, несомненно, необходимы и для правоверных, в противном случае они будут испытывать значительные неудобства, а потому все перечисленное выше считается фард-кифая. Даже считающееся самым недопустимым и отвратительным, причиняющим вред человеку и считающимся недопустимым-харамом колдовство, приминимо к определенным обстоятельствам и условиям может превратиться в фард. К примеру, где-то объявился колдун, который своими действиями способен причинить вред мусульманам, то наука о колдовстве, используемая для благих целей, против данного колдуна будет считаться фардом (кифая).

Невозможно заранее предположить и предугадать когда и при каких обстоятельствах понадобятся те или иные познания, все это становится ясным в свое время и в конкретных жизненных обстоятельствах. В Благородном Коране и Сунне Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) имеются великое множество аятов и хадисов и Аллах Та’аля и Его Посланник не указывают к каким наукам они имеют отношение и в этом заключен глубокий смысл. Не потому ли великие улемы и наставники прошлого не оставили после себя указаний как вести обучение и по каким книгам обучать учащихся. Есть вероятность того, что они оставили право выбора ученым новых поколений, которые будут иметь возможность, следуя требованиям времени, самостоятельно выбирать предметы и соответствующие учебники и книги.

 (продолжение следует)

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle