Как одевались татары в середине XIX – начале XX веков?

Как определить буквально с одного взгляда, к какой национальности относится идущий тебе навстречу человек? Какой социальный статус занимает? Всё это можно считать лишь по одежде, по тому, подпоясана ли рубаха, есть ли на голове тюбетей, вышит ли он или однотонный.

Сегодня мы расскажем вам о том, как раньше одевались татары, какая вещь обязательно должна была быть в мужском гардеробе любого татарина и что такое киез ката.

Стоит отметить, что верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой, а поверх рубахи надевался безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Мужчины сверху камзола, как правило, надевали длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Его шили из фабричной однотонной или полосатой (чаще тяжёлой полушёлковой) ткани и подпоясывали кушаком. Когда наступали холода, то в гардеробе появлялись такие предметы одежды, как бешметы, чикмени, крытые либо дублёные шубы.

Основу любого традиционного ансамбля костюма мужчин составляла рубаха и штаны, сшитые из сравнительно лёгкой льняной или хлопчатобумажной ткани. Рубаха была исключительно глухой. Если мы обратимся к истории татарского мужского костюма середины XIX – начала XX веков, то увидим, что всего в быту использовалось два вида рубах:

1. туникообразная – без шва на плечах, с ластовицами под мышками и с широкими вставными боковыми клиньями;

2. рубаха со скошенными сшивными плечиками и круглыми проймами для рукавов.

Теперь давайте поговорим о штанах. По покрою они представляли собой вариант поясной одежды тюрко-язычных народов, получившие в специализированной этнографической литературе название «штаны с широким шагом». Их шили широкими у пояса, длиной до щиколоток, без карманов.

Укреплялись такого вида штаны на бедрах при помощи гашника (ычкыр), продетого в верхний загнутый край, а сам покрой состоял из 3-х частей: двух штанин с клиньями и прямоугольной вставкой между ними. Для пошива нижних штанов использовалась алача собственного или среднеазиатского производства.

Общим признаком, по которому можно систематизировать верхнюю одежду татар, является покрой стана, его спинки. По этому признаку всё многообразие верхней одежды можно свести к двум типажам:

1. одежда с приталенной спинкой;

2. одежда с прямой спинкой.

А теперь давайте в двух словам проведём небольшой ликбез по национальной мужской одежде, чтобы не попасть впросак.

Казакин — лёгкая длиннополая или короткая, с длинными рукавами, одежда. Его шили исключительно из фабричной ткани тёмных тонов.

Бишмет — по покрою идентичен длинному казакину. Его также шили из фабричной материи со сплошной приталенной (пятишовной) спинкой, длиной до икр; он утеплялся ватой или овечьей шерстью.

Чоба — лёгкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили её из льняных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен. Чоба является древней верхней одеждой.

Чикмень — приталенная длиннополая, крестьянская демисезонная одежда, сшитая из домашнего сукна. Застегивали чикмень на левом боку: крючки пришивали на край правой полы, а петли — на левую полу.

Шуба приталенная — наиболее древняя меховая одежда. Шили из нагольных, реже дубленых овчин, мехом внутрь. Среди зажиточных татар бытовали шубы из лисьего меха. Одежда с прямой спинкой имеет следующие разновидности: джилян, чикмень прямоспинная, тулуп.

Джилян — просторный и длинный весенне-летний халат с небольшим шалевым воротником; шили его из фабричной однотонной или с еле заметными полосками материи. Джилян представлял собой верхнюю одежду мужчин почтенного возраста. Ходили в нём в мечеть или в другие присутственные места; носили чаще всего с длинным камзолом или с коротким казакином.

Чикмень прямоспинная — длинная и широкая, с глубоко запахивающимися полами, верхняя демисезонная одежда; имеет неширокий, спереди сходящий на нет шалевый воротник и длинные, слегка зауженные к кистям рукава.

Тулуп — длинная верхняя дорожная меховая одежда. Тулупы шили из овчин, реже из лисьего меха. Покрывался он тёмной фабричной материей, чаще сукном. Встречались также тулупы из дублёных овчин.

Обязательным атрибутом традиционной одежды татарина являлся пояс. Им подпоясывали верхнюю одежду. У богатых пояс служил своеобразным предметом щегольства. Он делался из дорогого цветного шёлка, концы украшались золотой или серебряной бахромой.

А что же головные уборы? Как и любые другие элементы одежды, они делятся на домашние и выходные. К первой разновидности относится тюбетейка (тубэтэй). Тубэтэй представляет собой небольшую, надеваемую на верхнюю часть головы, шапочку. Как правило, его шили из материи и украшали вышивкой – шелками, золотой и серебряной канителью, бисером, блёстками.

Не украшались тюбетейки из парчи и узорчатых шёлковых тканей, а также не всегда украшались тюбетейки из бархата. Особенность казанско-татарским бархатным тюбетейкам придавал своеобразный способ крепления подкладки с верхом, при котором применялась мелкая стежковая техника.

Обязательную принадлежность костюма хоть повседневного, хоть праздничного составляет обувь. Это прежде всего чулки (оек), отличающиеся большим разнообразием как по материалу, из которого они изготовлены, так и по самой форме готового изделия.

Обувь по материалу, из которого была изготовлена, делится на: кожаную, лыковую, валяную. Чаще встречается кожаная обувь, хотя различные по зажиточности группы крестьян пользовались ею в разной степени.

Кожаная обувь у татар имела почти исключительно башмаковидную форму, т. е. верх и подошва изделия кроились отдельно друг от друга. Она различалась по твёрдости подошвы и по высоте голенища. По качеству (твёрдости) подошвы выделяются два типа кожаной обуви: с мягкой и твёрдой подошвой.

К первому типу кожаной обуви относятся ичиги (читек) – сапоги из мягкой однотонной, чаще чёрной кожи (юфти, сафьяна). Они кроятся цельными от головки до верхнего края голенища (вытяжными). К головке пришивалась отдельно выкроенная мягкая, из той же кожи, подошва. Шили их с изнанки, затем выворачивали (выворотные). Ичиги имели длинные голенища.

Валяная обувь так же, как и кожаная, имеет две разновидности: с коротким голенищем (бэлункэ, киез ката) и с высоким голенищем (киез итек, пима). Их носили в сочетании с ичигами или суконными чулками. Валяная обувь больше представляла зимнюю обувь старшего поколения.

Среди мужчин среднего и молодого возраста значительное место занимала валяная обувь с высоким голенищем. Да и в дороге отдавалось предпочтение именно этой обуви, как и тулупу. Среди богатой прослойки города, особенно купцов, в начале XX века некоторое место имели узорные валенки.

Надеемся, что наш материал оказался для вас полезным и теперь вы сможете отличить джилян от чабы, по украшению тюбетейки понять, праздник у человека или обыкновенные будни и отличить разновидность кожи, из которой изготовлены сапоги.

Ильмира Гафиятуллина

Также по этой теме читайте:

Как выглядели татарские девушки в начале XX века?

Социальные комментарии Cackle