Город в городе: как возникла Старо-Татарская слобода?

«Вообще значение Казани велико: это место встречи и свидания двух миров. И потому в ней два начала: западное и восточное, и вы их встретите на каждом перекрестке; здесь они от беспрерывного действия друг на друга сжались, сдружились, начали составлять нечто самобытное по характеру. Далее на восток слабее начало европейское, далее на запад мертвеет восточное начало. Ежели назначено, как провидел великий Петр, перенести Запад в Азию и ознакомить Европу с Востоком, то нет сомнения, что Казань – главный караван-сарай на пути идей европейских в Азию и характера азиатского в Европу… »

Александр Герцен

Кто-то ищет успокоение и отдых для души за границей или в других регионах нашей необъятной страны. А вот мы предлагаем вам окунуться в многовековую и непростую историю столицы нашей республики. Давайте прогуляемся по Казани, по историческим местам, до сих пор дышащим культурой и бытом нашего народа, по улочкам, переносящим нас в одно мгновение на несколько десятилетий назад, когда по ним со стуком проезжали телеги, впряжённые в лошадей, а юные девицы стыдливо прятали своё лицо за кончиком расшитого вручную платка.

Прежде, чем обратить внимание на ключевые, так называемые, опорные пункты, создающие своеобразную границу Старо-Татарской слободы, являясь одновременно и её самыми знаковыми местами, давайте сначала окунёмся в историю этой части города, которая сегодня для местных жителей и туристов стала чем-то вроде главной пешеходной части Казани.

Старо-Татарская слобода возникла в незапамятные времена. Появление её овеяно целым рядом легенд и преданий. Согласно одному из них в стародавние времена появилось небольшое поселение с северной стороны от Кремлёвского холма. Находившееся неподалеку прекраснейшее озеро в ту пору ещё не получило своего названия…

Шли годы, поселение на Кремлёвском холме росло, укреплялось и вот уже вокруг него выросли мощные белокаменные стены из итильского известняка. И вот как-то раз в эти места судьба приводит известного в то время Кабан бека. Кабан спасал свой разорённый народ от монгольских завоевателей и искал подходящее место для поселения. Бек привёл с собой всё свое семейство, а также родственников и немногочисленную дружину. Именно он и основал недалеко от поселения на Кремлёвском холме, на берегу безымянного озера своё поселение.

Основанный беком аул стал называться его именем, также стали называть и озеро, расположенное вблизи этого нового селения. Так объясняет легенда появление у озера названия Кабан. Бек в своем ауле со временем построил медресе и мечеть, посадил сады, отстроил свой дворец. И аул так преобразился, что сюда стали приезжать на отдых другие беки, а там и казанские ханы.

Если обратиться к летописным источникам, можно заметить, что первое упоминание о Старо-Татарской слободе относится к 1566-1568 годам. В летописях говорится, что есть за проливом Булаком Татарская слобода, расположенная на берегу озера Кабан.

Описание, имеющееся в исторических источниках, позволяет довольно точно определить местонахождение этой слободы. Писцовые книги говорят нам, что Татарская слобода была отделена дорожкой от огородов, на которых воеводы и дьячки выращивали овощи. Принимая во внимание тот факт, что эти огороды были расположены за Ногайскими воротами большого посада, то можно сделать вывод, что упомянутая в Писцовых книгах «дорожка» - это современная улица Татарстан, а значит, первоначально Старо -Татарская слобода располагалась, на правой стороне этой улицы.

Со вступлением в XVI век Старо-Татарская слобода становится большим поселением. Летописец утверждает, что к тому времени в Старо-Татарской слободе уже существовали четыре двора боярских да приказчицких и сто пятьдесят дворов, где жили татары и чуваши. Однако татарские и чувашские дворы летом часто пустовали, т.к. их хозяева вели кочевой образ жизни, а в Старо-Татарскую слободу возвращались только зимой. Можем сделать вывод, что в то время Старо-Татарская слобода была скорее зимним пристанищем для татар.

Нельзя обойти вниманием архитектуру Старо-Татарской слободы, которая по своим характерным особенностям отсылает нас к строениям жителей Волжской Булгарии. Старо-Татарская слобода была застроена большими домами, а непременным атрибутом каждого дома были печь, расстеленные по полу циновки и нары вдоль стен. Дома в Старо-Татарской слободе строились в глубине двора, за высоким забором, чтобы фасад не выходил на улицу, и внутренняя жизнь обитателей этого двора оставалась скрытой для посторонних глаз.

Если мы говорим о татарской общине, то из виду нельзя упускать и мечети, которые также имели место быть и в Старо-Татарской слободе. Мечети строились в виде прямоугольной избы, покрытой двускатной крышей с восьмигранным минаретом, увенчанным таким же восьмигранным шатром с высоким шпилем и полумесяцем. Строились мечети обязательно на возвышенной местности, а также в местах пересечения улиц. Делалось это для того, чтобы мечети были хорошо видны верующим.

Уже к XVIII веку в Старо-Татарской слободе действовали четыре мечети, построенные из дерева. Первый исследователь казанских татар Карл Фукс в своих воспоминаниях пишет, что при мечетях были устроены начальные школы (мектебе). При больших соборных мечетях организовывались медресе для обучения мальчиков с 8 до 14 лет. Поскольку девочки не могли учиться в медресе вместе с мальчиками, то их обучали в доме муллы.

Если свериться с данными переписной книги, то в 1646 году в Казани проживало примерно 20 тысяч человек, из них насчитывалось примерно 6 тысяч татар, которые в основном проживали в Старо-Татарской слободе.

Проходил год за годом, слобода разрасталась, и уже в начале XVII века стену северной её границы пришлось расширять, появилась в посаде третья стена, которая проходила в районе современной улицы Камала. С южной стороны Старо-Татарскую слободу окружали огороды села Плетени, которое в XVII веке перешло под управление Спасо-Преображенского монастыря. Западная граница Старо-Татарской слободы в это время проходила там, где сейчас располагается улица Тукая, а улица Ш. Марджани можно считать её восточной окраиной.

Старо-Татарская слобода XVII века представляла собой своеобразный клубок из маленьких улочек, переулков и тупиков, возникших по причине стихийной застройки. Центральная улица Старо-Татарской слободы – Захарьевская (современная К.Насыри) считалась самой красивой в слободе. Здесь проживали татарские аристократы и богачи, представители мусульманского духовенства. На этой же улице некогда проживали богатые торговцы Апанаевы и Юнусовы, имеющие свои лавки в разных районах Казани и бывшие главными меценатами своего времени.

В начале XVIII века в самом конце Захарьевской улицы образовалось слободка обувщиков-кожевенников. По летописным источникам это место соответствует точке пересечения современных улиц Казани: Кунче, Сафьян, Марджани, Насыри, Тукая. Можно заметить, что доказательством существования слободки кожевенников, изготавливающих обувь, являются сами названия улиц. Например, сафьян – это сорт кожи, а кунче в переводе с татарского языка означает «кожевенник» (примечательно, что это самая маленькая, но, пожалуй, самая атмосферная улица).

В 1782 году в Казани была учреждена Татарская ратуша, главой которой стали купцы Апанаевы и Юнусовы. Эта ратуша вела дела купечества Старо- и Ново- Татарских слобод. Уже к 1796 году в Казани насчитывалось 595 татарских купеческих семей.

Кроме Юнусовых и Апанаевых, наиболее влиятельными были купцы Усмановы, Хусаиновы, Утягановы и Утямышевы. Большинство из них принадлежало к населению Старо-Татарской слободе. Купцы вели торговые дела не только в своём родном городе, но и далеко за его пределами. Купцы из Старо-Татарской слободы были известны в Петербурге, Москве, Самаре, Нижнем Новгороде, Астрахани. Знали их и в Персии, и в Китае.

Ну а что представляет собой Старо-Татарская слобода сегодня? Это одна из важнейших достопримечательностей Казани, объявленная заповедной исторической зоной. Это место, каждый сантиметр которого буквально дышит многовековой культурой и бытом татарского народа, каждый сохранившийся камень которого несёт в себе целую историю и только ждёт внимательного слушателя…

Сегодня мы постарались вкратце познакомить вас с историей появления и дальнейшего развития Старо-Татарской слободы. Однако наш рассказ был бы неполным без упоминания отдельных исторических личностей, которые стали столпами слободы, создав её с нуля и вдохнув в неё жизнь.

О том, из скольких улиц всё-таки состояла Старо-Татарская слобода, почему улицы не пропорциональны по своей ширине, почему мечети расположились подобным образом, чем занимался Каюм Насыйри и как обучали татарских девушек – читайте в нашем следующем материале.

(Продолжение следует)

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle