Советские мусульмане в годы Великой Отечественной войны

Героями Советского Союза стали 161 татарин, 96 казахов. 69 узбеков, 57 дагестанцев, 43 азербайджанца, 39 башкир, 18 туркмен, 14 таджиков, 7 кабардинцев, 6 адыгейцев, 6 чеченцев.

Героями Советского Союза стали 161 татарин, 96 казахов. 69 узбеков, 57 дагестанцев, 43 азербайджанца, 39 башкир, 18 туркмен, 14 таджиков, 7 кабардинцев, 6 адыгейцев, 6 чеченцев.

Великая Отечественная война парадоксальным образом способствовала оживлению религиозной жизни в СССР.  Заметно ослабла атеистическая пропаганда.

И хотя нацисты намеревались использовать «плоды» борьбы с религией, проводившейся течение нескольких предвоенных десятилетий в Советском Союзе, советские  мусульмане  с первых дней войны  проявили свой патриотизм.

Мусульманское духовенство призвало верующих к борьбе с врагами.

15–17 мая 1942 года прошел  съезд  мусульманского духовенства в Уфе, в котором участвовали представители мусульман со всего Советского Союза. В «Обращении представителей мусульманского духовенства к верующим по поводу немецко-фашистской агрессии», принятом на съезде говорилось: «Немецко-фашистские захватчики, не объявляя войны, вероломно напали на Советский Союз, освободивший угнетенные нации, давший равноправие всем народам Союза, поднявший высоко науку и культуру страны, всегда проводивший самую миролюбивую политику…

Великий Аллах в Коране говорит: «Сражайтесь с теми, которые сражаются с вами, но не будьте зачинщиками, ибо Бог не любит несправедливых» (Бакара, стих 186). «Истребляйте их, где не застигнете; изгоняйте их, откуда они вас изгнали; мятежи и искушение губительнее убийства» (Бакара, стих 187). «Будьте неумолимы к врагу, не зовите к примирению, вы победитель; с вами Бог, он не оставит без награды ваши подвиги» (Мухаммед, стих 37). «Для победы над врагом укрепляйте, сколь можно, свой тыл, готовьте боеприпасы, конницу, ими будете держать в страхе врагов ваших и, кроме того, всех других, которых не знаете вы, но которых знает Бог. Что ни пожертвуете вы для пути Божия, вам за то верно отплатится и с вами не поступят несправедливо» (Анфалъ, стих 62). «Выходите в поход на врага, легким ли или тяжелым он будет; оставшиеся в тылу мужчины и женщины, помогайте своей армии имуществом, скотом и другими всеми путями, знайте, в этом благо для вас» (Ат-Тауба, стих 41).

Нет ни одного правоверного, чей сын, брат или отец не дрались бы сегодня с немцами, отстаивая с оружием в руках нашу общую Родину, так же, как и нет, наверное, ни одного, кто бы в тылу не помогал делу победы своим трудом на фабриках и заводах. Ибо мы, мусульмане Советского Союза, хорошо помним слова великого Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Хуббуль ватан миналь иман», что означает: «Любовь к Родине и ее защита являются одним из условий веры». Помощь воину, идущему на фронт, вооружением равносильна участию в сражении. Даже мирный труд мужчин и женщин, занявших должность ушедших на фронт воинов, равносильны участию в бою».

Это обращение было переведено на языки мусульманских народов и распространялось властями в местах компактного проживания мусульман.

Из числа представителей мусульманских народов СССР были сформированы многочисленные воинские части, которые  внесли свой достойный вклад в победу над фашистами, особенно в первой половине войны.

В годы Великой Отечественной из Татарстана в действующую армию было призвано около 700 тысяч человек.  340 тысяч из них погибли смертью храбрых.

Маршал Советского Союза Малиновский  так отзывался о солдатах-татарах: "Я, как старый солдат, много видел на фронте бойцов и командиров из татар и всегда восхищался их непреклонным упорством, железной волей в бою". Только за успешное форсирование Днепра осенью 1943 года около 40 мужественных и доблестных воинов из Татарии были удостоены звания Героя Советского Союза.

Заслуженную славу снискали себе и представители  других национальностей. Героически сражались под Москвой воины-казахи. Знаменитая дивизия генерала Панфилова  в середине ноября 1941 года остановившая немцев  на подступах к Москве  была сформирована в Казахстане и  среди 28 героев Советского Союза, вошедших в историю как герои-панфиловцы были    в том числе и казахи. Всего же  из Казахстана в годы войны  ушло на фронт более 2 миллионов человек. Из частей и соединений, принимавших участие в Сталинградской битве, 1/3 была сформирована в Казахстане. В Курской битве прославились воины 72, 73 и 8 стрелковых дивизий, так же сформированных в Казахстане.

Узбекистан направил в годы войны на фронт около миллиона человек. В республике  было сформировано 14 национальных дивизий, две из которых (21 кавалерийская дивизия и 259 стрелковая дивизия) за свои воинские заслуги стали впоследствии гвардейскими.

Кроме этого в Узбекистан в 1941-1943 годах  были эвакуированы до 100 крупных промышленных предприятий и свыше 1 миллиона человек, среди которых -200 тысяч детей.  Жители республики взяли на себя заботу об  эвакуированных. Развернулось  движение за усыновление детей-сирот. Так, например, семья кузнеца Ш. Шамахмудова воспитала 15 детей разных национальностей.

В Казахстан также прибыло более 1 миллиона эвакуированных и  142 промышленных предприятия.

Из малолюдной Туркмении, все население которой на считывало  1 миллион  252 тысячи человек, ушло на фронт 180 тысяч человек (свыше 10% населения). В боях за Кавказ отличилась 83-я Туркестанская  горнострелковая дивизия (с 1943 года – гвардейская).

За годы войны туркменские женщины сдали в Фонд обороны СССР 7392 кг серебра и золота!

Из Таджикистана на  фронт ушло более 200 тысяч человек,  из Киргизии – более 300 тысяч.  Азербайджан отправил на фронт свыше 600 тысяч бойцов и командиров.

Героями Советского Союза стали 161 татарин, 96 казахов. 69 узбеков, 57 дагестанцев, 43 азербайджанца, 39 башкир, 18 туркмен, 14 таджиков, 7 кабардинцев, 6 адыгейцев, 6 чеченцев.

Но не только на фронте, но и в тылу представители мусульманских народов вместе с другими народами СССР ковали победу. В 1944 году получили звания Героев Социалистического Труда нефтяники из Азербайджана  С. Везиров, Б. Бабазаде, Р. Рустамов, которые почти в три раза увеличили добычу нефти.

Небывалые трудовые успехи продемонстрировал  сталевар Нурулла Базетов – один из инициаторов движения за скоростные плавки на Верх-Исетском металлургическом заводе. Базетов добился  съема 16 тонн стали за одну плавку при норме 5 тонн.

Новатор производства на кизеловских шахтах  Пермской (тогда Молотовской) области в годы Великой Отечественной войны  Газиз Габдрахимов, за свой труд в 1948 году  получил звание Героя Социалистического труда.

В годы войны мусульманские организации СССР заняли ярко выраженную патриотическую позицию. Они стали организаторами сбора средств в помощь фронту, на строительство танковых колонн и  авиаэскадрилий. 3 марта 1943 года в газете «Известия» была опубликована целая статья о сборе средств на постройку танковой колонны, проводимой Центральным Духовным управлением мусульман в Уфе. Лично муфтий Расули пожертвовал на эти цели 50 000 рублей. Всего же было собрано 10 миллионов рублей.  В телеграмме И.В.  Сталина на имя муфтия   была выражена благодарность мусульманам, участвовавшим в сборе средств. В короткий срок в Узбекской ССР было собрано 365 миллионов рублей, в Казахской ССР — 1 миллиард  рублей, в Таджикистане - 1 миллиард рублей. На деньги, собранные в Туркменской ССР — 243 миллиона рублей, были построены танковые колонны «Пионер Туркменистана», «Комсомолец Туркменистана», «Колхозная молодежь Туркменистана», «Народный учитель Туркменистана».

Представителям мусульманского духовенства  были предоставлены страницы газет  и эфир радио для  проповедей и  обращений к верующим, в которых они призывали их  достойно выполнять свой гражданский и религиозный долг. В рамках развернувшегося в республиках Средней Азии движения под лозунгами: "Каждому трудовому коллективу свой Фонд помощи семьям красноармейцев" и  "Обеспечим каждую семью фронтовика молочным скотом" были даже  пересмотрены правила жертвоприношения в праздник Курбан-байрам:  муллы объявили, что не имеющий по каким-либо причинам возможности совершить в дни Курбан-байрама жертвоприношение скотом, может стоимость жертвенного животного раздать в виде милостыни (садака) нуждающимся. Некоторые муллы, учитывая чрезвычайные обстоятельства военного времени, даже разрешали вместо жертвоприношения скотом, отдавать жертвенное животное или его стоимость семье фронтовика. 

Муллы населенных пунктов  стали организаторами помощи эвакуированным, а мечети – местом  сбора материальной помощи для нуждающихся граждан.

Подавляющая часть мусульман Советского Союза выступила на защиту своей Родины. Многие из них погибли на полях сражений, стали инвалидами войны.

Об этом должны помнить, в том числе и те, кто сегодня говорит о «понаехавших гастарбайтерах».  Деды этих трудовых мигрантов заплатили в свое время своим здоровьем и жизнями за то, чтобы возмущающиеся при виде приезжих из Средней Азии граждане  попросту могли  физически существовать.

Ильдар Мухамеджанов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle