Рабство в Османской империи

в отличие от других систем рабовладения, законы Шариата предусматривают наличие у раба определенных прав, в том числе на пищу, жилье, одежду, имущество

И в современном мире рабство еще существует. Достаточно периодически просматривать сайты информагентств, где можно обнаружить информацию о том, что в том или ином регионе освобождены рабы или рабыни.

В Османской империи институт рабства был вполне легален, но положение рабов очень сильно различалось. Впрочем, в Средние века (а кое-где и в более просвещенные времена, например, в России или в США) рабство было вполне нормальным и приемлемым для общества явлением, которое никого не шокировало.

Согласно законам ислама, обращать свободного мусульманина в рабство запрещено. Это, однако, не касается захваченных в плен во время войн немусульман. Это положение и стало отправной точкой для налаживания бизнеса на торговле невольниками – мужчинами и женщинами, которых привозили в основном из Африки и с Кавказа.

Однако, в отличие от других систем рабовладения, законы Шариата предусматривают наличие у раба определенных прав, в том числе  на пищу, жилье, одежду, имущество. Кроме того, хозяин должен заботиться о здоровье раба. Освобождение раба ислам рассматривает как богоугодное дело, как акт искупления грехов. Недаром одной из форм искупления  за пропуск одного дня обязательного поста в  месяц Рамадан является, в том числе, и освобождение одного раба. Женщина-рабыня получала свободу, если рожала ребенка от своего господина.

Рабов также часто освобождали согласно последней воле господина, упомянутой  в его завещании.

Положение рабов было различным. Так, например, невольница в гареме паши могла быть матерью его детей. Невольница в султанском гареме – влиятельной фигурой в государстве. Примером тому может служить дочь сельского попа  из Подолии Александра Лисовская, рабыня султанского гарема, а затем  – знаменитая Хюррем-султан, супруга Сулеймана Кануни, мать султана Селима II.

Здесь стоит упомянуть и пресловутую систему «девширме», которую так ярко обличали панслависты, выступавшие за освобождение балканских славян от власти Османской империи.

Согласно практике, принятой со времен правления султана Мурада II, один раз в три-пять лет  от 40 дворов султанских подданных-христиан забирался  один мальчик (юноша) в возрасте 8-18 лет. (Не брали женатых или единственного ребенка в семье. Девширме также не распространялось на евреев).  Все они также считались рабами султана и распределялись либо для придворной  службы, либо в янычары. Став рабом султана. человек совсем не знатного происхождения мог сделать головокружительную карьеру.

В османском обществе никогда не существовало каст, как в Индии, или классов, как в средневековой Европе. Не было в Османской империи и крепостных крестьян. Человек из социальных низов мог добиться высочайших постов в государстве.

Так, например,  из 24 великих визирей, сменявших друг друга на этом посту с 1453 по 1566 годы, лишь четверо принадлежали к знатным мусульманским родам. Остальные были выходцами из христианских райя (налогооблагаемых слоев населения), которые, перейдя в ислам и пройдя соответствующее обучение, дошли до самого верха социальной лестницы.

Отдельно следует отметить такую категорию рабов, как евнухи. Евнух -  в переводе с греческого – «охраняющий ложе». Евнухи  в Византии были «особами, приближенными к императору». Традицию иметь кастрированных слуг для исполнения особо щепетильных обязанностей османы переняли именно от византийцев. Кастрацией занимались христиане, первые османские евнухи были из христиан. Затем, со времени правления Мурада III (конец XVI века), евнухами были преимущественно чернокожие из африканской Сахары, которых кастрировали в Египте и продавали уже оскопленными в Стамбуле в султанский дворец. Известный французский востоковед  Мураджа д ‘Оссон, посетивший Стамбул в конце XVIII века отмечал, что на 80 белых евнухов в султанском дворце приходилось 200 черных.

Мальчики-евнухи обучались турецкому языку, исламской религии, этикету. Затем их начинали использовать для службы во дворце. Поначалу они обычно прислуживали более старшим евнухам, затем им поручали охранять вход в гарем в течение дня. Высшим постом для черных евнухов был пост Кизляр-аги, который прислуживал самой валиде-султан.

Используя свою близость к членам правящей династии, евнухи активно вмешивались в политическую жизнь. Так, известный глава черных евнухов Бешир-ага добился такого авторитета при дворе, что мог повлиять на назначение или смещение великого визиря. Это его, в конце концов, и погубило. Он пал жертвой дворцовых интриг и был обезглавлен.

Рабов продавали на  Курином рынке (Tavukpazarı), располагавшемся между мечетями Нуросманлы и Атик Али-паши недалеко от главного стамбульского рынка Капалычаршы.

За работой рынка следили шейх и специально назначаемый государственный надсмотрщик.

Должность надсмотрщика невольничьего рынка была столь почетной, что на нее в конце XVII века был назначен выдающийся османский поэт и музыкант Бухуризаде Мустафа Итри эфенди, который занимал ее до самой своей смерти в 1712 году.

По некоторым оценкам, в разные исторические эпохи  до 20% населения Стамбула составляли рабы. Даже семьи со средним достатком покупали себе рабов для работы по хозяйству.

Невольничий рынок был официально закрыт в 1846 году, но торговля рабами продолжалась в других местах.

Официально рабство в Османской империи  было запрещено в период правления султана Абдулазиза (1861-1876) почти одновременно с отменой крепостного права в России и рабства в США.

Ильдар Мухамеджанов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle