Правда ли, что первые больницы были созданы мусульманами?

Своими достижениями медицина и современная система здравоохранения западного общества во многом обязана древним цивилизациям Вавилона, Египта, Греции, Рима и Индии. Но не только им. Больница — это изобретение, которое всегда одновременно играло роль как медицинского, так и социального учреждения.

Мы стараемся не попадать туда, но, попав, ждем, что там нам облегчат боль и помогут в исцелении.  Это происходит благодаря системному подходу в здравоохранении, который формировался в средневековых исламских обществах. Мусульманские ученые и практикующие врачи применяли древние знания и проверенные временем методы лечения из различных традиций, совмещая их со своими исследованиями. Их главная цель была систематизировать и улучшить достижения прошлого.

Главным местом, где в средние века развивалась медицина, стал бимаристан. Слово бимаристан происходит от персидского bimarestan (بیمارستان), что значит "больница", где "бимар" - от средне-персидского (пехлеви) "вимар" или "вемар", означает "больной человек", а суффикс "-стан" - "местоположение", "место".

Это место было не только пристанищем для больных и предшественником современной больницы, оно также выполняло смежные функции других современных учреждений здравоохранения, в том числе медицинских университетов. В бимаристан обращались за лечением; тут жили больные, которые получали долгосрочное лечение; находились те, кто проходил реабилитацию после сложной болезни или несчастного случая. Кроме всего этого, он выполнял функции приюта для душевнобольных и дома престарелых, предоставляя базовое содержание престарелым и немощным людям, у которых не осталось семьи и родных.

Бимаристан стал одним из важных результатов огромного количества энергии и мысли средневековых исламских ученых, потративших свои силы на развитие медицины. При больших бимаристанах, находились медицинские школы и библиотеки, где опытные врачи обучали студентов тому, как применять на больных свои растущие знания. Там же проводились экзамены и выдавались дипломы для будущих врачей. Выпускники таких школ должны были просвещать простых людей, укреплять их здоровье, лечить от болезней, а также расширять и распространять медицинские знания.

Хотя специальные места для нахождения больных существовали уже в древности, большинство из них были простыми, без элементарной организации и особых правил ухода за больными. Постепенное улучшение продолжалось в течение эллинистического периода, но эти учреждения едва ли можно было назвать больницей — это были места, где содержались больные.

В ранней средневековой Европе доминирующее философское учение считало, что происхождение болезни является сверхъестественным и, следовательно, не поддается контролю со стороны человека. В результате больницы практически не отличались от современных хосписов, где за пациентами смотрели монахи, которые стремились обеспечить спасение души, при этом не прилагая особых усилий, чтобы вылечить организм больного.

Мусульманские врачи придерживались совершенно иного подхода. Они прежде всего руководствовались следующими хадисами пророка Мухаммада (мир ему):

"Поистине, Аллах создал болезни и лекарства ото всех них. Исключение — старость" (Абу Дауд).

"Поистине, Аллах сотворил болезнь. Он же сотворил и лекарство. Лечитесь же!" (Ахмад ибн Ханбал).

Поэтому мусульманские врачи считали, что человеку можно восстановить здоровье рациональными и естественными средствами. Разница подходов отражалась даже в обустройстве больниц.

В Западной Европе кровати и места для больных были расставлены так, чтобы пациенты могли видеть ежедневные таинства мессы. Здания имели толстые стены, во внутрь помещений проникал тусклый свет, а также из-за климата и особенностей архитектуры (так называемый романский стиль), часто в помещениях было сыро.

В исламских городах, которые в основном выигрывали от более сухого и теплого климата, больницы строили так, чтобы стимулировать движение света и воздуха. Это облегчало лечение больных в соответствии с гуморализмом, системой медицины, касающейся прежде всего телесного равновесия.

Продолжение следует...

Мухсин Нурулла

Примечание: 

В основу статьи легли исследования американского специалиста в области истории и эпидемиологии Дэвида В. Чанца.

Социальные комментарии Cackle