В 1915 году во время подготовки к вековому юбилею выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа Шигабутдина Марджани (1818-1889) в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения богослова, воспоминания о нем. Среди авторов этого фундаментального труда был Шагар Шараф – крупный ученый и журналист. Именно ему выпала честь написать наиболее полную и достоверную биографию богослова.
Islam-today продолжает публикацию глав из этого очерка
Передовые общественные деятели и представители интеллигенции, осознав необходимость преобразований, подхватили идеи джадидизма и широко внедряли новые методы в школах и медресе. Имя Марджани достойно упоминания наряду с выдающимися людьми, подготовившими татар к джадидизму, его основателями и распространителями, также деятелями, способствовавшими национальному пробуждению народа и первыми реформаторами какими являются Исмагил Гаспринский, дамелла Галимзян аль-Баруди, Хайрулла хазрат Усманов из Уфы, Хади эфенди Максуди, известные меценаты Ахмед и Гани Хусаиновы. Здесь мы имеем в виду лишь заслуги ученого в преобразованиях в сфере просвещения, не касаясь его трудов по Исламу и исторической науке, а они, как известно, еще более весомее и важнее.
Нравственные принципы и особенности характера. Отношение к труду и научной деятельности. Повседневный быт. Некоторые привычки. Портрет.
Марджани отличался своей приятной внешностью, благородством, немногословностью, серьезным и твердым характером, независимостью в суждениях, чрезвычайно высоким трудолюбием, уверенностью в себе и исключительной верой во Всевышнего. В нем счастливо сочетались многие черты, характерные для личностей склонных к реформаторству и истинно человеческих свойств такие, как верность, целеустремленность и смелость (в разумном смысле). Он превыше всего ценил верность и не придавал особого значения тому, насколько уважительно относились к нему окружающие. Для него было не так важно как высказываются о его взглядах и поступках в обществе, особенно имамы. Он ничуть не боялся козней своих заклятых врагов, а также не принимал за чистую монету высказываний своих самых близких друзей.
Шигабутдин хазрат был в высшей степени трудолюбив, всецело был предан науке и научным исследованиям. Истинное наслаждение ему доставляло служение народу, преподавание, чтение книг и творчество. Ему было суждено творить в ту эпоху, когда было мало ученых, остро ощущался недостаток в книгах, не было издательств и периодической печати, отсутствовало регулярное транспортное сообщение, большой редкостью были умные книги. В этих условиях он, испытывая тяготы, благодаря своей личной самоотверженности и исследовательскому характеру написал чрезвычайно важные и ценные сочинения. Целыми днями он был занят преподаванием и в неустанных трудах и при этом ни минуты не отрывался от книг. Даже в дороге ученый не расставался с книгами, собираясь в путь, он непременно брал книги. Во время остановок в пути в его руках оказывалась какая-нибудь книга.
Для него не существовало понятие отдых, так как его самым любимым времяпровождением было чтение или письмо. По ночам он засиживался за работой до полуночи, а иногда и до двух часов, однако это не являлось поводом, чтобы проспать утренний намаз. Так продолжалось до самой кончины. И только после возвращения из хаджа, ближе к семидесяти годам он стал уделять сну по десять-одиннадцать часов. Кто-то из соседей поинтересовался у него причинами этих перемен, на что Шигабутдин хазрат чистосердечно признался: «В молодые годы, когда был полон сил, приходилось подолгу работать, слава Аллаху, большую часть своих задумок мне удалось осуществить. Теперь я стар, да и силы уже не те». Действительно к тому времени Марджани многое вынес, порядком подустал, и у него не было уже прежней энергии и сил.
Еще одно замечательное его свойство заключалось в том, что доводил до логического конца начатое дело. Ученого не могли остановить никакие преграды, обвинения и наветы и при этом Марджани не придавал значения тому, что окружающие были не в состоянии по достоинству оценить его труды. Как-то он высказался по этому поводу: «Все что я говорю и делаю направлено на пользу нашей веры, мусульман и является по своей сути истиной. Ничего что современники не могут по-настоящему оценить мой вклад, убежден, новые поколения сделают это».
Богослов уповал и надеялся на то, что настанут времена, когда его труды получат достойную оценку. Он в первую очередь полагался на помощь Всевышнего, опирался на поддержку своих немногочисленных последователей и учеников и продолжал упорно продвигаться вперед. В течение своей жизни и деятельности им было написано порядка 8-9 тысяч страниц рукописей и тех десятков различных книг и статей. Следует особо подчеркнуть ни одна из них не осталась незавершенной.
С книгой о Марджани в арабской графике можно ознакомиться на портале www.darul-kutub.com.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.