“Казан-татара”: история забытой татарской мечети в Тбилиси

Тбилиси - один из красивейших городов Кавказа с многовековой богатой историей. Он является столицей и крупнейшим городом Грузии с населением свыше 1 млн человек. Город был основан в V веке и располагается по обоим берегам живописной реки Кура (Мтквари).

До 1936 года город имел официальное название Тифлис. Однако позже был переименован в Тбилиси, что переводится с грузинского языка как «теплый источник». Название «Тбилиси» упоминается еще в IV веке, и оно связано с наличием на территории города теплых серных источников.

Из-за стратегического расположения на перекрестке между Европой и Азией город часто превращался в объект спора между Россией, Ираном и Турцией.

Первые мусульмане в Тбилиси появляются уже в VIII веке, когда город становится частью Арабского халифата. С этого периода в городе, населенном преимущественно христианами, всегда существовала мусульманская община, которая и в наши дни является неотъемлемой частью особого городского духа и колорита Тбилиси.

Историки и краеведы утверждают, что в средние века в Тбилиси имелось семь мечетей. К началу ХХ века из семи мечетей сохранились только две: суннитская на улице Ботанической (в сравнительно хорошо сохранившейся старой части Тбилиси) и шиитская, так называемая Голубая мечеть, на скалистом возвышении над рекой Кура. Голубая мечеть была разрушена в советское время по приказу Лаврентия Берии.

Про суннитскую мечеть в краеведческих заметках и путеводителях о Тбилиси можно встретить запись о том, что мечеть сейчас называется “Джума мечеть", но раньше среди местных жителей она была известна как мечеть “Казан-Татара”,  и ее история неразрывно связана с поволжскими татарами.

К началу XIX века основная часть Грузии (вместе с Тбилиси) вошла в состав Российской империи. Мусульман в этот период было относительно мало. В 1825 году их насчитывалось всего 300 человек, большинство из них мусульмане-шииты родом из Азербайджана. В это время известно о существовании одной шиитской мечети, и, вероятнее всего, речь идет о Голубой мечети.

В Тбилиси также проживали мусульмане-сунниты, которые в основном приезжали в город на сезонные работы. В дальнейшем численность суннитов возросла, и они стали составлять весьма заметную часть мусульманской общины Тбилиси. Основной частью постоянно проживающих мусульман-суннитов были татары из Кузнецкого уезда Саратовской губернии, из Темниковского уезда Тамбовской губернии и из Пензенской губернии. В 1860-х годах большая часть татар служила ямщиками на Цалканской почтовой станции Военно-Грузинской дороги.

Дело в том, что до революции на Кавказе азербайджанцев тоже называли “татарами”. Грузины до сих пор между собой азербайджанцев называют “татребо”, то есть “татары”. В официальных документах и переписях их также указывали как “кавказские татары”, “азербайджанские татары” либо просто “татары”. Поэтому чтобы “татар поволжских” отличать от “татар азербайджанских”, поволжских называли “казан-татара”, то есть “казанские татары”.

Однако во время переписи населения их объединяли под общим названием "татары". Поэтому определить точную численность азербайджанцев и татар в дореволюционном Тбилиси сложно. Но поволжских татар, конечно же, было намного меньше. Примерную численность татар можно определить, лишь опираясь на исповедуемые в городе ветви ислама. Так, в переписи 1866 года указывается, что в Тбилиси на постоянной основе проживало 109 мусульман-суннитов мужского пола, и что у них имеется своя отдельная мечеть.

Сейчас она известна как “Джума мечеть”, и это единственная сохранившаяся мечеть в Тбилиси. Считается, что на ее месте сначала находилась суннитская мечеть, построенная турками в 1723-1735 годах. Однако вскоре город перешел под власть Ирана и персидский правитель Надир-шах (правил в 1736-1747гг.) приказал ее разрушить.

После того как город стал частью Российской империи, здесь появилась татарская суннитская община, которая нуждалась в своей мечети. На месте разрушенной мечети по проекту итальянского архитектора Джованни Скудиери татарами в 1846-1851 годах была построена новая мечеть. Поэтому она получила называние мечеть «Казан-татара».

Количество мусульман в городе постоянно росло. Согласно переписи 1876 года, в Тбилиси всего проживало 4 400 мусульман мужского пола. Из них 3 700 были шиитами (2000 азербайджанцев и 1700 персов). А остальные 700 человек были суннитами - в основном поволжские татары, турки, выходцы из Дагестана и азербайджанцы-сунниты.

К концу XIX века мечеть “Казан-татара” стала не справляться с растущим количеством мусульман. В 1895 году при поддержке известного азербайджанского мецената хаджи Зейналабдина Тагиева мечеть расширили и построили второй этаж.

Эта мечеть имеет еще одну уникальную особенность. После того как в 1951 году была разрушена шиитская Голубая мечеть, мусульмане, как шииты, так и сунниты, сейчас совместно совершают в ней ежедневные пятикратные и пятничные намазы. С 1951 по 1996 годы молельный зал был разделен занавеской на суннитскую и шиитскую часть. В каждой части были свой михраб и минбар. Однако в 1996 году занавесу сняли, и теперь последователи обоих направлений ислама поклоняются Всевышнему вместе.

Татарская община после революции практически исчезла, не оставив своих следов, кроме мечети. Основными прихожанами мечети сейчас являются азербайджанцы-шииты, азербайджанцы-сунниты, аджарцы и турки, которые называют ее “Джума мечеть”. Лишь некоторые пожилые тбилисцы все еще помнят о существовавшем когда-то в Тбилиси татарском квартале, населённом выходцами с Поволжья, и мечети “Казан-татара”.

Одними из известных представителей татарской общины в Тбилиси являются род Терегуловых и род Ахмеровых, которые позже переехали в Баку. Ханафи Терегулов - один из первых хормейстеров в Азербайджане.

Его сестра Байдигюль Терегулова - бабушка знаменитого советского певца Муслима Магомаева, а другая сестра Малейка Терегулова - супруга основоположника классической азербайджанской музыки Узеира Гаджибекова.

Мухсин Нурулла

Социальные комментарии Cackle