Закон о бюджете государства, написанный мусульманским ученым более 1200 лет назад

Абу Убайд аль-Касим бин Салам родился в 770 г.н.э. в городе Герат, там же он прошел начальное обучение по исламским наукам. Затем он продолжил свое обучение в Куфе, Басре и Багдаде. По окончанию обучения он получил глубокие знания по таким исламским наукам как: хадис, фикх, арабский язык, арабская грамматика и литература.

По возвращению на родину он был назначен на пост казыя в город Тарс, что в современной Турции. Он прослужил на этом посту 18 лет. В 828 году он отправляется в Египет, а затем вновь возвращается в Багдад, где преподает студентам по своим книгам. Под конец жизни он отправляется в хадж, где и умирает в Мекке в 839 году.

Абу Убайд был поистине выдающимся ученым в фикхе и хадисе. Кроме того, он глубоко разбирался в стилистике и синтаксисе арабского языка.

Свои познания он уместил в более чем 20 различных трудов. Труды Абу Убайда по арабскому языку вызывали наивысшую похвалу у такого выдающегося литератора как аль-Джахиз, который говорил о нем: «Никто и никогда не писал более точных и более полезных работ чем Абу Убайд».

Его подробный труд «аль-гариб аль-мусаннаф» дал новый виток в развитии науки хадисоведения.

Среди всех древнейших трудов по исламской экономике, труды Абу Убайда считаются хронологически третьими после трудов Абу Юсуфа и Яхьи бин Адама. Первые две имеют отношение, по большей части, к исламскому праву, нежели к конституциональному праву, регулирующему межгосударственные отношения.

Труд Абу Убайда больше имеет отношение к экономике мусульманского государства. Он начинает с того, что подчеркивает взаимные права и обязанности правителя и общества, а также их обязанности в рамках политики Ислама.

Он рассуждает об институте «байт аль-маль» (государственная казна) и о том, как должны распределяться накопленные в нем доходы. Абу Убайд ссылается на основные источники финансирования, из которых байт аль-маль становится единственным хранилищем, и управление, которым, как по доходам, так и по расходам, является обязанностью Исламского государства.

В своем труде «Китаб аль-амваль» он рассматривает вопросы трофеев, хумса - пятой части доходов с различных видов добычи, джизьи (подушной подати с немусульман) и хараджа – налога с мусульманских земель.

В труде он также объясняет разницу между гушром и хараджем и как мусульмане должны их выплачивать. В последней части «Закят и садака» рассматриваются методы их выплаты и распределения. В главе «садака» идет речь об имуществе детей-сирот и других сопутствующих вопросах.

 

Фото: https://muslimheritage.com

Islam-today

Социальные комментарии Cackle