Культура гарема в Золотой Орде и ее влияние на русский быт
В этом году отмечается 750-летие образования одного из величайших государств средневековья, основная территория которой является частью современной Российской Федерации, — это Золотая Орда или Улус Джучи. Пользуясь случаем, хотелось бы посвятить ряд статей этому интересному государственному образованию, которая также внесла свой большой вклад в сокровищницу мусульманской цивилизации.
Прежде чем перейти к теме гарема хотелось бы вкратце рассмотреть роль женщины в Золотой Орде. У тюрков и монголов женщины всегда играли важную роль как в политической, так и в повседневной жизни. Во многих культурах гаремы были распространены среди аристократии, однако нет никакой информации о том, что женщины монгольских аристократов тоже закрывались дома.
Даже наоборот, известно, что Чингисхан при принятии решений в первую очередь советовался с женой Бортэ и мамой Оэлун. Кроме этого, есть другие примеры влияния жен ханов на политическую жизнь: жена Угедей хана - Туракина хатун, жена Гуйук хана - Орулгаймыш, жена Тулуй хана - Соркотани беки правили страной до избрания нового хана.
Такая традиция чингизидов продолжилась и в Золотой Орде. В этой ситуации можно вспомнить о жене Узбек хана Tайдуле, которая давала митрополитам ярлыки и лично переписывалась с Папой Римским. В частности, арабский географ Шигабуддин аль-Умари отмечал, что роль женщины у монголов была настолько велика, что нигде на земле нет тому примера. Среди тюрков-кочевников женщины тоже всегда пользовалась большой свободой и уважением. Таким образом, в Золотой Орде женщины играли очень важную роль.
В последующем такое отношение к женщине сохранялось в культуре волго-уральских татар. Недаром в 19-20 веках именно татарские женщины стали передовыми в открытии учебных заведений для девушек-мусульманок, в европеизации одежды и быта, а остальные мусульманские народы отмечали вольность и строптивость татарок.
Слово «гарем» происходит от арабского “харам” - что означает «запретное, священное место». Этим словом обозначали женскую половину дома в мусульманских семьях, куда мужчинам вход был запрещен — исключение делалось лишь для хозяина дома. Гарем как явление возник у Абассидов — династии арабских халифов, правивших на Ближнем Востоке с 750 по 1258 год.
У нас нет никаких сведений о затворнической жизни женщин в Золотой Орде, и о том, что они не показывались чужим мужчинам. Культура гарема появляется в Золотой Орде постепенно лишь с принятием Ислама [Ислам становится официальной религией Золотой Орды во времена правления Узбек хана (1312-1342)] и под религиозным влиянием: с одной стороны, Хорезма, с другой стороны, Египта.
Однако культура гарема и закрытия женщин не нужно воспринимать как отрицательное обстоятельство, потому что, если посмотреть на тот исторический период, становится очевидным, что этот обычай был правилом только для целомудренных и уважаемых женщин. В то время такие обычаи являлись выражением статуса и знатности. А для мужей и отцов женщин такого рода правила были показателями их достатка.
Также известно, что в 15-16 веках на Руси знатная женщина закрывалась дома и не показывалась чужим мужчинам. Австрийский дипломат Герберштейн пишет, что женщины были запертыми в домах, чтобы они не выходили на улицу, за ними тщательно следили. Именно поэтому русские знатные женщины не ходили в церковь и занимались различными делами по дому.
В 1498 году в русский дворец приехал посол римского императора Фридриха III, чтобы просить руки дочери князя за одного из родственников императора и пожелал увидеться с девушкой. Однако это просьба посла было отвергнута. Выходя на прогулку, русские женщины садились в закрытые повозки и таким образом оставались далеко от чужих глаз.
Если считать, что такая традиция была в Золотой Орде и помнить о том, что среди русских эта традиция стала особенно распространяться в 16 веке, мы можем предположить, что такая манера обращения с женщинами в аристократических семьях пришла из Орды.
Особенно в период начала ослабления Золотой Орды, много влиятельных татар вместе с женами и семьями переселились в русские земли. Русские княжества очень хорошо относились к этим татарским семьям, и они стали влиятельными представителями знати.
Предположив, что их жены закрывались и жили затворнический жизнью, и зная, что русские, чтобы чувствовать своё знатное положение во многом подражали татарам, даже перенимали их имена, можем сказать что и жены богатых русских тоже стали подражать татарским женщинам.
В тоже самое время золотоордынские ханы и влиятельные сановники выдавали своих дочерей замуж за русских князей. Эти девушки, несомненно, придя в русский дворец, продолжали часть своих обычаев и традиций.
Мухсин Нурулла
Основной источник:
Камалов И.Х. Золотая Орда и русский улус / пер. с турец. яз. И.М. Миргалеев. Казань, 2016.
Читайте также:
-
Мусульманские платки
Мусульманские платки отличаются своими большими размерами, поскольку именно с их помощью женщина-мусульманка должна полностью покрыть голову, а нередко и прикрыть часть лица. Обычно именно этот аксессуар становится самой яркой и привлекающей внимание деталью одежды. Этим обусловлен огромный ассортимент платков, представленных на современном рынке. Достаточно часто они выполняются в разнообразных цветовых решениях, дополнительно обрамляются украшениями из пайеток, монет, страз.
Женщины, носящие такие платки невероятно красивы, ведь с помощью этого элегантного аксессуара можно выгодно подчеркнуть форму лица, цвет глаз, скрыть недостатки.
-
Али ибн Абу Талиб - четвертый праведный халиф
Ислам богат событиями, наполняющими его героическую и драматическую историю. Деятельность халифа Али (Али ибн Абу Талиб), ставшего четвёртым праведным халифом наполнена важными, с исторической и религиозной точки зрения, событиями.
Праведный халиф Али встречается в истории и под другими именами: Абу Хасан, Абу Тураб и Хайдар. Али был братом и зятем Пророка Мухаммада( мир ему и благословение Всевышнего!).
Фигура праведного халифа Али взошла на небосклоне истории Арабского халифата в самые тяжёлые для страны времена. Государство находилось в смутном положении, шла гражданская война. В такие периоды обществу нужны мудрые правители, способные остановить кровопролитие, привести в порядок государственные институты, наладить деятельность суда и вернуть страну в мирное русло.
Историческая роль халифа Али в Исламе
После убийства халифа Усмана, когда общество было расколото на части, народ обратился к Али с просьбой взять управление Халифатом в свои руки. Заручившись поддержкой своих сподвижников, собрав армию, Али нанёс сокрушительное поражение войскам мятежников в битве под Басрой в 656 году, вошедшей в историю под названием «Верблюжья».
Страна заслуживала мира, но внутренние противоречия не давали возможности для её спокойного развития. Мятежные группировки в Египте и в Ираке под предводительством Му`авии ибн Абу Суфьяна начали открытый мятеж против халифа Али. Армия Али смогла одержать победу при Сиффине в 657 году, но до мира было ещё далеко. Образовавшаяся мятежная секта хариджитов восстала против халифа Али.
В битве при Нахраване в 658 году, армия халифа Али вновь одерживает победу, но до конца разгромить мятежников не получается. Воспользовавшись нестабильностью, внутренними раздорами, хариджиты сумели осуществить заговор против халифа. Армия Али смогла противостоять войскам Му`авии, но сам халиф попав в плен был убит.
После смерти праведного халифа Али в Исламе началось противостояние между суннитами и шиитами. Все усилия, попытки мудрецов Ислама устранить противоречия не привели к желаемому результату.
Четвёртый праведный халиф Али – выдающийся политический и религиозный деятель в истории Ислама и Халифата. В жизни сам Али пережил много значимых событий. Принятие Ислама, поддержка пророка и своего учителя Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) в самые тяжёлые минуты его жизни, деятельность в качестве кади позволили Али стать тем, кем он вошёл в историю и заслужил любовь народа.
Природная мудрость, тяга к знаниям, понимание закона и справедливости, умение вести политический диалог и беседовать с политическими противниками, сделали Али поистине великим государственным деятелем.
-
10 заповедей дружбы по сунне
Дружба занимает значимую часть нашей жизни. Это особенные отношения с созданиями Аллаха Всевышнего, основанные на взаимопонимании, уважении и доверии. Как верующим нам предписано дружить, как предписал Аллах Всевышний. Что говорит ислам о дружбе и друзьях?
-
Готовимся к Рамадану: я не читаю намаз, примет ли Аллах мой пост?
Немало и тех, кто в этом году будут держать пост впервые. В связи с этим у некоторых наших читателей может возникнуть вопрос: я еще не совершаю намаз, будет ли мой пост принят и есть ли смысл его соблюдать?
-
Битва у рва: чудо, произошедшее с Пророком (мир ему) во время подготовки к бою
В пятом году хиджры состоялась битва у рва, которую еще называют нашествием союзных племен. После изгнания бану Надир из окрестностей Медины, некоторые из них поселились в оазисе Хайбар. Днем и ночью они замышляли о том, как отомстить мусульманам.
-
О чем перед смертью просил Аллаха пророк Мухаммад (ﷺ)?
Когда Посланник (мир ему) услышал эти слова, его благородное сердце успокоилось. Он сказал Джибрилю:“У меня есть три пожелания к Всевышнему. Первой - это...
-
10 хадисов, которые отучат вас сплетничать раз и навсегда
Аллах Всевышний запретил даже думать плохо о людях. Плохие мысли, подозрения становятся предпосылкой споров, злословия и других неправомерных поступков. Какое намерение движет человеком, который обсуждает подробности жизни других людей?
-
Джаннат аль Фирдаус: почему верующие просят у Аллаха именно это?
«Рай состоит из ста степеней, каждая из которых равна расстоянию между небом и землей. Самая высокая степень – это степень Фирдаус».