Как Пророк (ﷺ) заключил мирный договор с христианами Наджрана

Начало: Письма Пророка (мир ему), или как сподвижники за одну ночь выучили новые языки

В десятом году хиджры был заключен мирный договор между посланником Аллаха (мир ему) и христианами Наджрана. Исследователи Сиры пишут, что Посланник (мир ему) направил в Наджран письмо, призвав их к Исламу. Они также выбрали четырнадцать человек, которые должны были поехать в Медину, разузнать там побольше про Расулюллаха (мир ему) и сообщить своему племени.

Вождем этого племени был Абдулмасих из рода Канда, по прозвищу Акиб. Другого руководителя звали Абхам, по прозвищу Севдан. Акиб был их беем и хозяином, а Севдан совершал суд. Третьим был Абу аль-Харис ибн Ахкама из рода Рабиа᾿. Он был ученым, обучал людей. Остальные члены делегации были старейшинами и знатными людьми своего племени. 

Прибыв в Медину, посланцы сняли дорожную одежду и надели шелковые кафтаны. Длинные подолы их одежды волочились по земле, а на пальцах блестели золотые перстни. Придя на собрание, они приветствовали Посланника (мир ему) который не ответил на их приветствие, отвернувшись от них.

Они помолились, встав лицом к востоку. После этого они пытались поговорить с Посланником (мир ему) но не смогли получить от него ни одного ответа. Выйдя из мечети, они встретили Усмана ибн Аффана и Абдуррахмана ибн Ауфа (да будет доволен ими Аллах).

Поскольку раньше между ними были дружеские отношения, они стали у них спрашивать: «Ваш пророк отправил нам письмо и призвал нас к иману. Теперь мы приехали, но он не ответил на наше приветствие, не стал с нами разговаривать. В чем же причина? Нам повернуться и поехать к себе или же подождать?».

При этом разговоре присутствовал Али (да будет доволен им Аллах). Обратившись к нему, они сказали: «Эй, Абу Хасан! Что ты думаешь по этому поводу?».

«Я думаю, что вам нужно снять эти шелковые кафтаны и золотые персти и пойти в повседневной одежде», – ответил Али. Они сделали так, как посоветовал хазрати Али.

Придя к Посланнику (мир ему) они почтительно приветствовали его, и он также почтительно ответил на их приветствие, а затем сказал: «Клянусь Аллахом, направившим меня истинным пророком, в тот день, когда этот джамаат прибыл ко мне, шайтан был рядом с ними. Поэтому я не стал отвечать и не разговаривал с ними».

После этого он побеседовал с ними, призвал их к иману. Они не согласились принять Ислам.

– Что ты скажешь о досточтимом Исе? – спросили они.

– Он – раб Всевышнего, и был направлен к людям пророком, – ответил Пророк (мир ему).

– Есть ли у Исы, мир ему, отец?

– Нет.

– Разве может быть человек без отца?

– Сегодня я не отвечу на этот вопрос, однако вы не уезжайте из Медины, пока не получите ответа.

От Всевышнего Аллаха были получены пятьдесят девятый, шестидесятый и шестьдесят первый аяты суры «Семейство Имрана»:

«Воистину, Иса перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: «Будь!» – и тот возник. Истина – от твоего Господа. Посему не будь в числе сомневающихся.

Тому, кто станет препираться с тобой относительно него после того, что к тебе явилось из знания, скажи: «Давайте призовем наших сыновей и ваших сыновей, наших женщин и ваших женщин, нас самих и вас самих, а затем помолимся и призовем проклятие Аллаха на лжецов!»

Посланник (мир ему) вызвал их к себе и прочел им эти ясные аяты. Они не отказались от своих заблуждений. И тогда Посланник (мир ему) предложил им: «Если не верите, то давайте помолимся и призовем проклятие Всевышнего на того, кто говорит неправду».

«Дай нам срок. Мы подумаем и завтра ответим», – сказали они. Акиб, который был главным среди них, обратился к остальным с такими словами:

«Эй, христиане! Клянусь Всевышним, вам хорошо известно, что Мухаммад является посланником Аллаха, и он доставил христианам ясные знамения об Иисусе, мир ему. Если вы с ним нашлёте божьи проклятия друг на друга, то все погибнете. Если мы хотим оставаться в своей вере, то нам следует заключить с ним мир. Тогда мы сможем вернуться к себе».

Наутро Посланник (мир ему) вышел из дома, взяв в одну руку Хасана, в другую – Хусейна. Фатима и Али (да будет доволен ими Аллах) тоже пошли рядом с ним. Посланник (мир ему) сказал детям:

«Когда я произнесу дуа, вы скажите “аминь”». Увидев такое дело, христиане Наджрана испугались и стали переговариваться между собой: «Эй, христиане! Если эти пятеро произнесут дуа, то даже гора не устоит на месте. Будем осторожны, не станем насылать взаимные проклятия. Иначе все погибнем, и не останется на земле ни одного христианина».

Потом они сказали: «Эй, Абу аль-Касим! Мы не станем с тобой насылать взаимные проклятия».

«Коли так, то пойдемте, станьте мусульманами», – сказал им Посланник (мир ему).

Но они отказались: "Мы не можем отречься от своей веры. Но мы не станем и воевать с тобой, а заключим мирный договор. Каждый год мы будем отдавать тысячу комплектов одежды в месяце сафар и еще тысячу комплектов одежды в месяце раджаб, итого две тысячи комплектов в год. Когда твои посланцы прибудут в нашу страну, их будут ждать богатое угощение и подарки. А еще дадим тридцать доспехов. А вы не станете трогать нашу веру и не будете воевать с нами. Мы будем находиться под твоим покровительством».

На этой основе заключили двусторонний мирный договор. Текст договора был написан с указанием нескольких свидетелей из числа сподвижников и вручен членам делегации.

После заключения договора о мире, Расулюллах (мир ему) сказал Аскафу: «Я вижу, что приехав в свою страну, ты заснешь перед своим верблюдом, а проснувшись, положишь верблюжье седло задом наперед».

Добравшись до родины, Аскаф уснул, а потом встал и положил на верблюда седло обратной стороной, не успев полностью отойти ото сна. Обдумав все это, Аскаф произнес: “Ашхаду ан ля иляха илляллах ва ашхаду анна Мухаммадан расулюллах”.

Посланник (мир ему) сказал: «Клянусь Всевышним Аллахом, в чьей длани находится моя душа, если бы они согласились на взаимные проклятия, то Всевышний погубил бы их, обратив их лики в обезьян и свиней, и по этому ущелью направил бы на них огненные потоки. Погибли бы даже птицы у них на деревьях. И года бы не прошло, как погибли бы все христиане».

Перед тем как уехать, они попросили Расулюллаха (мир ему) направить к ним кого-нибудь, чтобы в случае возникновения среди них разногласий эти люди рассудили их по справедливости. «Приходите завтра после полудня, я назначу к вам сильного и надежного человека. Он будет судить по справедливости», – сказал им Посланник (мир ему). 

Почтенный Умар (да будет доволен им Аллах) позже рассказывал: «Я пошел в мечеть на полуденный намаз в надежде, что это счастье выпадет мне. Совершив полуденный намаз, Посланник (мир ему) стал оглядываться налево и направо. Оглядев всех сахабов, он велел Абу Убайде ибн Джарраху: «Поезжай с теми христианами в их страну и суди между ними. Встань, Убайда!» Он поехал вместе с ними.

Не прошло много времени, как снова приехали Севдан и Акиб и стали мусульманами. Срок того мирного договора был продлен. Этот договор действовал до того времени, когда халифом стал достопочтенный Умар (да будет доволен им Аллах) а потом был заменен другим.

Из книги "Истории пророков"

Социальные комментарии Cackle