Как халиф Умар (р.а.) построил знаменитую мечеть Аль-Акса

Когда Пророк Мухаммад (мир ему) получил повеление от Аллаха возглавить мусульманскую общину в ежедневных пятикратных молитвах, их молитвы были обращены к священному городу Иерусалим. Для мусульман Иерусалим является важным местом. Город ассоциируется с такими пророками Ислама, таких как Дауд (Давид), Сулейман (Соломон) и Иса (Иисус) Город приобрел дополнительное значение как место, куда Пророк Мухаммад (мир ему) совершил чудесное Ночное Путешествие из Мекки, возглавил общую молитву всех пророков, а затем вознесся на Небеса.

Для мусульман Иерусалим оставался недосягаемым символом во время жизни Пророка (мир ему) и несколькими годами сразу после его смерти. Однако, по мере прихода мусульман к власти в Ираке, а затем в Сирии в 630-е годы, Иерусалим становится мусульманским городом, а мечеть аль-Акса в Иерусалиме обретает статус одной из самых значимых частей земли в мусульманской империи. На протяжении всей сложной истории этого города мечеть была центральным символом борьбы за Иерусалим. Поскольку мусульмане, христиане и евреи рассматривают землю под мечетью как особую святыню, важность понимания истории этой земли имеет первостепенное значение.

До и после Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)

В 600-х годах, когда Пророк Мухаммад (мир ему) начал проповедовать в Мекке, для мусульман Ислам не стал чем-то абсолютно новым. Вместо этого он рассматривался как продолжение традиций более ранних пророков, которые почитаются всеми тремя монотеистическими конфессиями. Проповедь Пророка Мухаммада (мир ему) только продолжает и дополняет послания Ибрагима (Авраама), Мусы (Моисея) и Исы. Таким образом, для мусульман храм Соломона, который был воздвигнут на Храмовой горе в Иерусалиме в древние времена, фактически был частью их собственной религиозной истории

С этими мыслями, после завоевания Иерусалима в 637 году во время правления Умара ибн аль-Хаттаба, мусульмане стремились вернуть Иерусалиму статус религиозной святыни. Древний храм Иерусалима претерпел большое количество реконструкций, последняя из которых состоялась во время правления царя Ирода около 20 г. до н.э. Однако в 70 году н.э. римляне разрушили храм после еврейского восстания в Палестине. Евреям было запрещено селиться в городе, и иудаизм в Иерусалиме почти исчез.

Область, где стоял храм, оставалась пустынной в течение следующих нескольких сотен лет. Римляне использовали этот район как мусорную свалку, поэтому, когда Умар (р.а.) вошел в город и отправился посмотреть, где поклонялись его религиозные предки, такие как Дауд и Сулейман (это было также местом поклонения Пророка Мухаммада во время совершения Исра ва аль-Миградж), он нашел область грязной и непригодной для использования в качестве мечети. Тем не менее, он решил очистить площадь и построить мечеть Аль-Акса.

Наряду с обычными мусульманами он трудился в уборке и очистке этого места. Совместными усилиями в южной части Храмовой горы, теперь известной мусульманами как Харам-аль-Шариф, была воздвигнута основная мечеть, которая могла вместить около 3000 человек. Христианский паломник того времени описал мечеть как большое деревянное строение, построенное на древних развалинах.

Мусульмане не рассматривали это как попирание святынь других религий. Поскольку ветхозаветные пророки, упомянутые в Библии, воспринимаются как мусульманские пророки, новая мечеть рассматривалась в качестве продолжения традиций поклонения в этих древних святых местах. Это соответствовало одной из центральных тем Ислама - что Ислам пришел как совершенствование ранних монотеистических традиций.

Харам аш-Шариф

На протяжении десятилетий это простое строение, воздвигнутое Умаром, оставалось основным зданием священного комплекса. Однако в 690 году халиф Абд аль-Малик из династии Омейядов придал мечети аль-Акса намного более крупную и устойчивую форму, чем та мечеть, которую построил Умар (р.а.). Основной план нынешней мечети датируется реконструкцией 690-го года. Однако, в действительности, архитектурное сооружение Абд аль-Малика было воздвигнуто примерно в 200 метрах к северу.

Над скалой, с которой, по преданию, Пророк Мухаммад (мир ему) вознесся на Небеса, Абд аль-Малик построил великолепный Купол Скалы. Являясь частью архитектурного ансамбля мечети аль-Акса, Купол Скалы не был отдельным местом поклонения. При строительстве Купола Скалы были использованы архитектурные традиции и мозаики, перенятые Омейядами от византийцев. Таким образом, Купол Скалы становится одним из самых ярких символов мусульманской архитектуры 600-х годов.

Купол Скалы был воздвигнут на самой вершине комплекса Харам аш-Шариф, и, таким образом, является одним из самых впечатляющих и примечательных культовых зданий города. Он имеет восьмиугольное основание, над которым вовзышается 20-метровый купол, который первоначально был покрыт свинцовыми листами. Внутри и снаружи здание было украшено каллиграфией, а в самом здании хранились самые первые записи Корана.

Учитывая великолепие здания, некоторые современные историки утверждают, что Абд аль-Малик предполагал, что здание станет соперничать с  Каабой в Мекке. Однако, если бы он намеревался сделать это, мусульмане того времени не оставили бы без критики подобное святотатство, что обязательно нашло бы отражение в исторических хрониках. Тем не менее, нет ни одного подобного свидетельства, а впервые эта мысль была высказана спустя целых 200 лет. Что, скорее всего, было сделано с целью дискредитации омейядского правления .

После падения Омейядов в 750 году Иерусалим перешел под контроль династии Аббасидов. Столицей аббасидского халифата был Багдад и халифы не придавали особого значения Иерусалиму. Таким образом, Харам аш-Шариф не получал того внимания и финансирования, которые он имел в период правления Омейядов. Тем не менее, несмотря на пренебрежение, полученное от халифов, Иерусалим продолжал оставаться важным местом паломничества, а сама мечеть Аль-Акса оставалась центром исламской жизни города с 600-е по 900-е годы, несмотря на множество землетрясений, случившихся в этот период.

 

Социальные комментарии Cackle