Как Германия пыталась использовать исламский фактор в годы Первой мировой войны?

Перед началом Первой мировой войны германский кайзер Вильгельм был крайне заинтересован в том, чтобы в глазах мусульман Османской империи, Кавказа, Персии и Афганистана она выглядела бы «священной». Таким образом он надеялся спровоцировать их на выступление против Великобритании и России. 

Мечтой кайзера было поднять этих мусульман на восстание против своих  «неверных» правителей, не только для того чтобы отвлечь силы своих противников с европейского фронта, но и для того чтобы захватить принадлежавшие им территории на Ближнем Востоке и расширить свою империю.

Однако, сам, будучи «неверным» он не мог призвать мусульман на «священную войну» и для этого ему понадобился турецкий султан, который был признанным религиозным лидером мусульман и германские политики не жалели золота и не скупились на обещания, чтобы привлечь его на свою сторону.

Со своей стороны и турецкий султан, и персидский шах смотрели на Германию как на союзника в своей борьбе против России.

Британия главной целью своей политики в регионе ставила защиту Индии. Она также рассматривала Персидский залив исключительно как зону своих интересов,  противодействуя  любой попытке Германии закрепиться в Ближневосточном регионе.
Вильгельм II всеми силами старался завоевать «сердца и умы» мусульман, декларируя поддержку мусульманскому населению Центральной Азии и Британской Индии.

Есть предположения, что военный переворот 1912 года в Османской империи, в результате которого к власти пришел «триумвират» не обошёлся без помощи немцев. К тому же одного из членов «триумвирата», Энвера, сближали с немецким кайзером  авантюризм и территориальные амбиции.

Когда Первая мировая война началась, кайзер Вильгельм приказал всем германским дипломатам и секретным агентам  на Ближнем Востоке направить гнев «всего мусульманского мира» против англичан. В Берлине с энтузиазмом пытались поднять восстание народов Востока против врагов Германии. Планировалось поднять восстание в Индии и на Кавказе.  Всей подготовительной работой руководило немецкое посольство в Стамбуле.

Среди мусульман Индии и Египта распространялись листовки с призывом изгонять и истреблять всех христиан, кроме немцев. В Персию и Афганистан была направлена целая миссия немецких военных разведчиков во главе с Оскаром фон Нидермайером.
Только проанглийская политика афганского эмира Хабубуллы-хана позволила британским властям отсрочить восстание афганских племен. Когда же оно все-таки началось, он срочно послал своих эмиссаров к приграничным племенам и объявил им, что «самовольное объявление священной войны против Англии... без его санкции является незаконным».

11 ноября 1914 года шейхуль-ислам Хейри-эфенди призвал "весь исламский мир подняться на священную войну против государств Антанты". В этих же целях на Кавказ были тайно переправлены 60 турецких агентов.

Однако местное население отнеслось  к этим призывам  без особого энтузиазма. Даже власти вынуждены были признать: "В широких мусульманских массах сочувствие к Турции чисто идейное. Среди некоторой части интеллигенции и духовенства сочувствие это практически выражается".

В итоге попытки  поднять среди  мусульманского  населения  Дагестана  восстание против России, потерпели неудачу.

Начальник немецкого Генерального штаба Людендорф предложил организовать «Великий индийский поход», сформировав для этих целей  из мусульман и индусов, взятых в плен на Западном и Восточном фронтах, специальный корпус для наступления на Индию. Для этого близ Берлина создали специальные лагеря, где к концу 1916 года находилось 50 тысяч индийцев, пуштунов, арабов и 40 тысяч мусульман из России. По планам германского командования  сформированный из этих военнопленных 40-тысячный корпус должен был начать наступление  через территорию Закаспийской области  на Хиву, Бухару и Афганистан. В Берлине считали, что существенной помощью наступающим  будет восстание 110 тысяч пленных немцев и австрийцев в российском Туркестане.

В годы Первой мировой войны в германском и австро-венгерском плену оказалось немало российских мусульман. Германские власти вели пропаганду среди  них уже с 1915 года, причем при активном участии турецкого правительства.

Оно, в частности  призвало  военнопленных мусульман прибыть в Стамбул для участия в «джихаде», либо переселиться в Турцию навсегда или на время войны.

И все же расчеты тогдашнего османского правительства на использование в своих интересах военнопленных российских мусульман, по-видимому, не оправдались.

В мемуарах  генерала П.Н. Краснова «Тихие подвижники. Венок на могилу неизвестного солдата Российской Императорской Армии»: описывается следующий любопытный момент: «Император Вильгельм собрал всех пленных мусульман в отдельный мусульманский лагерь и, заискивая перед ними, построил им прекрасную каменную мечеть.

Я не помню, кто именно был приглашен в этот лагерь, кому хотели продемонстрировать нелюбовь мусульман к русскому «игу» и их довольство германским пленом. Но дело кончилось для германцев плачевно. По окончании осмотра образцово содержанного лагеря и мечети, на плацу было собрано несколько тысяч русских солдат-мусульман.

— А теперь вы споете нам свою молитву, — сказало осматривающее лицо.

Вышли вперед муллы, пошептались с солдатами. Встрепенулись солдатские массы, подравнялись и тысячеголосый хор, под немецким небом, у стен только что отстроенной мечети дружно грянул:

— «Боже, Царя храни…»

Показывавший лагерь в отчаянии замахал на них руками. Солдаты по-своему поняли его знак. Толпа опустилась на колени и трижды пропела русский гимн! Иной молитвы за Родину не было в сердцах этих чудных русских солдат».

И все же  планы кайзера оказались частично эффективными: хоть немцам и не удалось поднять восстание в Индии и на Кавказе, Англия  не смогла снять  со своих границ с Афганистаном  войска и перебросить их  в Европу до самого окончания войны.

Ильдар Мухамеджанов

Социальные комментарии Cackle