Как арабские путешественники достигли границ Великой Булгарии

Труды татарского публициста, писателя и историка Газиза Губайдуллина (1887-1937) были широко известны и популярны до октября 17 года.

Главная особенность научных исследований ученого состояла в том, что Газиз Салихович, будучи профессиональным ученым-историографом, обращался к первоисточникам, трудам выдающихся ученых прошлого. Основываясь на этих документах, ученый создал учебники, монографии по истории древнего мира, религии. Большую популярность получили его книги “Марко Поло турында тәҗрибә” (“Опыт изучения путешествия Марко Поло”), “Татар тарихы” (“История татар”), “История России”, “Этапы социального развития волжских татар”.

Islam-today предлагает вниманию читателей отрывки из книги Г.Губайдуллина «Борынгы болгарлар» («Древние булгары»), которая была издана в Казани ровно 90 лет назад.

После обильной трапезы в юрте вождя племени появились музыканты с домбрами. Один из них старик с редкой седой бородой достал свой струнный инструмент и запел протяжную, словно степь песню, в которой воспевались подвиги мифического Шардкан батыра. В ней рассказывалось, как батыр родился и рос на границе с Персией, о том, как он сражался с греками в древнем Таисе на берегу Черного моря, как он ударом булавы убивал загнанного волкодава в Донских степях, как соревновался в силе и сноровке с богатырями, живущими в предгорьях Кавказа, как на соколиной охоте добывал диких зверей и птиц. Эпос о том, как Шардкан батыр взял в жены девушку неописуемой красоты, как у него родились дети, как он прославился своим умом и благими делами, как состарился и отошел в мир иной…

Наступила ночь и опустилась кромешная темнота, светились лишь огни костров и яркие звезды на черном небосводе, да несколько фонарей, зажженных на стоявшем на рейде на якоре судне арабов, которые терялись в догадках о судьбе своего провожатого товарища.

Шейх Сагид заторопился и обратился к вождю: «Спасибо, шейх, за гостеприимство и теплый прием, мои товарищи меня наверняка заждались, разреши мне откланяться, а в знак этой встречи от меня и от лица моих спутников прими этот дар». С этими словами он вручил вождю украшенный драгоценными камнями кинжал, выполненный мастерами-ювелирами Дамаска.

Арабы были несказанно рады благополучному исходу этой истории и расправив паруса на своих судах, пустились в путь вверх по Итили. Старец по имени Карим, который делил кров вместе с Сагидом с облегчением вздохнул: «Пять-шесть дней ходу при попутном ветре и, наконец, мы достигнем Великих Булгар – нашей желанной цели!»

На следующее утро путешественники были очарованы живописными картинами природы. С одной стороны высокие берега Итили были укрыты высоченными соснами и елями, нависавшими буквально над волнами многоводной реки, а противоположный пологий берег окаймляли кудрявые заросли ивняка, вперемежку с камышом и осокой, поодаль виднелись тучные поля, луга, перелески, дубовые и березовые рощицы.

Шейх Сагид сообщил своему спутнику, что эти места недоступны для быстрых и выносливых скакунов кочевников. Однако из книг багдадского путешественника Ибн Фадлана, которые ему удалось прочитать, явствует, что опасности еще не миновали и на землю булгар надвигается новая напасть. Будто бы  в дальних странах, куда закатывается дневное светило, обагряя небосвод, за морем Балтийским среди скалистых гор обитают неизвестные племена, которых именуют северными народами – «норманнами».

Они погружаются на свои легкие суденышки, вмещающие по 30-40 человек, стремительно пересекают моря и реки, перетаскивают лодки волоком на порогах и, добравшись в верховья Итили, устанавливают паруса, а затем, используя силу упругого речного ветра, достигают до городов и занимаются грабежами, захватывают в плен и продают людей в рабство. Эти злодеи представляют серьезную опасность. На что шейх Карим сказал: «У нас есть чем ответить им» при этом он многозначительно взглянул на свой кинжал, который виднелся за поясом.

В тот же вечер наши путешественники увидели мерцающие береговые огни. Хазарец, сопровождавший караван, объяснил Сагиду и шейху Кариму, что это приграничные огни булгарского государства. По канонам здесь необходимо приблизиться к берегу, где расположена таможенная служба и происходит взимание  пошлины.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle