История паломничества: сколько стоила поездка в Хадж в начале ХХ века?

Начало: 

История хаджа: когда российские мусульмане впервые получили возможность совершать хадж?

Как в 19 веке российские мусульмане совершали хадж?

Ибну Умар сказал: «Я слышал, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Каждый раз, когда верблюд паломника поднимет и опустит ногу в ходьбе, Всевышний записывает ему хорошее деяние, очищает его от плохого деяния и увеличивается его ступень» (Байхаки, ибнХаб-бан).

В былые времена рядовому мусульманину требовалось всё его физическое и духовное здоровье, чтобы достичь священных городов Мекки и Медины. Но с каждым годом уровень жизни общества повышался, как повышалась и комфортабельность совершения хаджа.

Ранее мы с вами познакомились с тем, как совершался хадж в XIX веке и когда вообще впервые российские паломники смогли совершить один из столпов Ислама. Сегодня в заключительном материале мы расскажем о том, какие изменения коснулись хаджа в XX веке.

В XX веке появляются новые маршруты хаджа, так из Москвы стало можно ехать поездом до Варшавы, Вены и Стамбула. Путь занимал 6 дней, но стоил билет 100 рублей. Пароходы ходили из Батуми, Севастополя и Одессы, причём появились и беспересадочные туры по морю напрямую в Джидду.

Наибольшее число паломников ехало через Одессу, ведь именно здесь находилось турецкое консульство, где выдавали визу «До Мекки через Стамбул». В Одессе строится татарская мечеть, имамом там служит Сабиржан Сафаров, который содействовал по мере сил хаджиям.

М.Э. Никольский в своей статье «Паломничество мусульман в Мекку» в 1911 году пишет, что число паломников из России за последние годы колеблется в пределах 6-10 тысяч человек. Автор отмечает, что, как правило, русские хаджии приезжают за два месяца до начала хаджа и направляются в основном через Одессу и Севастополь, реже через Батуми. К их услугам готовы специальные паломнические пароходы Русского общества пароходства и торговли и Добровольного флота.

Путь через Афганистан стоил в 5 раз дешевле пути через Стамбул. Если говорить о тех россиянах, кто оставался жить в Мекке, то преимущественно это были туркестанцы и бухарцы. Но при этом «мусульмане из России, поселившиеся в Геджасе, обыкновенно не теряют связи со своими земляками, постоянно приглашая их в хадж. Порой они сами отправляются в Россию для получения бедель-хаджа».

Он пишет, что за его совершение берут из России не менее тысячи рублей. В России такой хадж распространен в Казанской, Оренбургской и Уфимской губерниях. Туркестанцы его совершали довольно редко.

Постепенно складывается вакуфная инфраструктура в Мекке и Медине. Известно по крайней мере о 9 вакуфных текие-домах для паломников казанских татар в Мекке. В Медине также действовали казанская мечеть и медресе, 3 вакуфных дома. Всего выходцами из России было создано свыше 100 вакуфов в Мекке и в Джидде.

Огромную положительную роль в развитии дела организации хаджа из России сыграло российское консульство в Джидде. Первым консулом становится татарин Шагимурад Мирясович Ибрагимов, назначенный высочайшим указом от 22 ноября 1890 года.

В инструкции чётко была прописана основная задача консула – «покровительство нашим паломникам, ежегодно в значительном числе отправляющимся на поклонение мусульманским святыням в Мекку и Медину». Консулу приказывалось «понимать и разделять их (паломников) нужды, состоя с ними и в наиболее близких сношениях».

В 1895 года драгоманом консульства был татарин Ш. М. Ишаев, который также совершил хадж.

Заботясь о хаджиях, консульство разработало систему депозитов, оставляемых тут паломниками. Например, в сезон хаджа 1907 года было оставлено средств на сумму почти 50 тыс. рублей. Такой метод облегчал решение вопросов сохранности средств на обратную дорогу и на случай смерти, когда деньги переправлялись обратно на родину.

Работа консульства в Джидде продолжалась вплоть до начала Первой Мировой войны в 1914 году, когда была объявлена война с Османской империей.

Вновь консульство открылось уже при Советской власти. В 1924 году советское правительство установило дипломатические отношения с Хиджазом, открылось консульство в Джидде.

В феврале 1926 года СССР признал Королевство Хиджаз, султанат Неджд и присоединенные территории, то государство, которое с сентября 1932 года стало называться Королевство Саудовска Аравия. Непосредственно это признание осуществил советский консул татарин Карим Хакимов. Причём СССР был первым государством, которое установило дипломатические отношения с этим королевством.

В 1925 году Хакимов сам совершает умру. Два года спустя после длительного перерыва в 10 лет стали вновь перевозить паломников через одесский морской порт. Таким образом, хадж с территории СССР продолжался до полного закрытия южных границ СССР в самом начале 30-х годов, хотя, конечно, шло резкое сокращение числа паломников.

В 1928 году Саудовские власти запретили доступ в Мекку для «европейцев, считавших себя мусульманами», но фактически отрицавшим религию. Если верить историкам, то последним советским гражданином, легально совершившим хадж в это время, становится второй советский консул казах Назир Тюрякулов. Ему на совершение хаджа даёт разрешение Народный комиссариат иностранных дел СССР.

Об этом событии пишет татарский писатель эмигрант Гаяз Исхаки: «На улицах Мекки при нескончаемых звуках клаксона появился автомобиль, украшенный красными флажками с серпом и молотом», далее: «поприсутствовав на всех торжественных молебствованиях и выполнив все обряды, г-н Тюрякулов отправился в Медину для того, чтобы поклониться могиле Пророка».

Г. Исхаки пишет, что, когда консулу задавали вопросы, «почему больше не приезжают паломники из России, которых раньше было так много», он без малейшего смущения заявлял, что эти паломники могут приехать из России только морем.

В ходе визита эмира Фейсала ибн Абдель-Азиза в 1932 году в СССР ставились вопросы об обеспечении прибытия из СССР хаджиев в количестве 10-15 тысяч человек. Однако, советское правительство оставило эти вопросы без внимания.

В 1938 году советская миссия в Джидде, с 1935 года вновь возглавляемая К. Хакимовым, была отозвана. Возобновился хадж из СССР только в 1945 году, когда небольшая группа хаджиев во главе с муфтием Ишаном Бабахановым смогла выехать в хадж. С 1945 г. по 1990 год из СССР совершили хадж около 900 советских граждан.

В 1953 году Зияуддин Бабаханов возглавил очередную группу паломников Мекку и в ходе этой поездки встретился с королем Саудовской Аравии Абдульазизом ибн Саудом, который очень тепло принял российских мусульман. В том же году Бабаханов договорился с ректором университета Аль-Азхар о начале приёма на обучение студентов из Советского Союза.

В 1961 году при САДУМ был открыт отдел международных связей, который стал курировать вопросы паломничества, приёма и отправления делегаций, а также переписку с зарубежными мусульманами.

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle