История Хаджа: путь мусульман Российской Империи к святым землям

В этой статье мы более подробно остановимся на самом популярном маршруте паломников из Сибири и Европейской части России. Самыми главными источниками в изучении этого вопроса являются хаджнама и сайхатнама - путевые заметки, оставленные хаджиями. Ведь в то время, особенно у татар, было традицией с отправления в паломничество начинать вести путевые записи, которые после возвращения домой компоновались в виде хаджнама [сказание о паломничестве].

Самое главное отличие в совершении хаджей в 19 и 21 веке заключается в отсутствии самолетов. Если в 1 половине 19 века главным способом оставался караванный путь через Среднюю Азию и Кавказ, то во 2 половине 19 века важным фактором, повлиявшим на новые маршруты в это время, становится распространение железной дороги и широкое использование пароходов.

Так, паломники из Сибири и европейской части России в основном пользовались железной дорогой - сначала добирались паровозом до Тулы, и пересаживались на другой маршрут чтобы добраться до южных российских портов - в основном Одессы.

Одесса к концу 19 века стала основным перевалочным пунктом паломников из Поволжья и Сибири для совершения хаджа. Однако инфраструктура города желала оставлять для мусульман лучшего. К началу 20 века в Одессе была всего лишь одна соборная мечеть с мектебе (начальное училище).

В городе не было особого мусульманского района (махалля), а мусульманское население жило хаотично по всему городу, что мешало создать инфраструктуру для мусульман. Это намного бы облегчило положение пребывавших сюда каждый год во время хаджа мусульман. В изданном в Казани в 1909 году Гали Риза “Руководстве для паломников” отмечается большая роль в поддержке паломников местного одесского имама Сабирджана Сафарова.

Паломники перед решением официальных процедур и отплытием в зависимости от своих финансовых возможностей останавливались в различных гостиницах города. Вначале паломники должны были оформить паспорт и купить билет на пароход до Стамбула.

Многие мусульмане, в том числе знаменитый Гали Чокрый, совершивший хадж в 1872, 1879 и 1886 гг., жаловались на бумажную волокиту, создаваемую русскими чиновниками  при проверке паспортов и выдаче виз мусульманам. Кроме того, чтобы совершить хадж, в Одессе, в консульстве Турции, паломники должны были получить визу туриста с надписью “до Мекки через Стамбул”.

В отличие от претензий к русским чиновникам, мусульмане очень положительно отзывались об обслуживании российских мусульман в турецком консульстве - быстром оформлении документов и учтивости консульских чиновников. Решив все бюрократические препоны и взяв билет на пароход, паломники отправлялись в Стамбул. Пароходы обычно ходили 5-6 раз в неделю. От Одессы до Стамбула плавание занимало примерно 32-34 часа.

В этом маршруте Стамбул являлся самым главным перевалочным пунктом на пути российских мусульман в Хиджаз [Мекка и Медина]. Одновременно Стамбул был самым развитым мусульманским городом того времени, местом, где жил султан, которого мусульмане считали своим религиозным руководителем, халифом.

Здесь паломники могли передохнуть, набраться сил для продолжения более сложных участков пути через пустыни и моря, запастись провизией и водой. Здесь же паломники решали, каким путем им следовать дальше. В то время в сторону Хиджаза [Мекка и Медина] из Стамбула было распространено три маршрута:

Бейрутское направление.

Из Стамбула пароходом до Бейрута. Затем через Бейрут и Яффу по Хиджазской железной дороге прямо до Медины. Паломники, высадившись в Стамбуле, приобретали билет на почтовый пароход до Бейрута. Если морские условия Средиземного моря были благоприятны, через три дня они достигали города.

Обычно, посетив местные святые места, далее поездом следовали до Медины. Однако Хиджазская железная дорога открылась лишь в 1908 году. До этого из Бейрута до Хиджаза организовывались паломнические караваны. Поэтому это был долгий и изнурительный путь на верблюдах через пустыню.

Суэцкое направление.

Из Стамбула на пароходе маршрутом Порт Саид-Ямбо-Джидда. Паломники, высадившись в Стамбуле, приобретали билеты на специальные пароходы для паломников до Джидды. Обычно это сопровождалось пересадками на Порт Саиде и Ямбо. В таком случае паломники достигали святой земли в течение двенадцати дней.

Александрийское направление.

Из Стамбула или даже Одессы пароходом до Александрии. Далее по железной дороге через Каир до Суэца, а оттуда на пароходе в Джидду. Этот маршрут был особенно удобен для тех, кто уже в Одессе покупал билет на пароход до Александрии. С таким билетом паломник мог оставаться сколько угодно в Стамбуле, а потом сесть на любой российский пароход до Александрии. Но также можно было купить билет в Стамбуле на турецкий почтовый пароход в Александрию.

По дороге пассажиры могли увидеть и другие города Османской империи, так как совершались остановки в Галиполи, Чанаккале (Дарданеллы), Измире (Смирна). При хорошей средиземноморской погоде паломники через пять дней добирались до Александрии (Египет). В Александрии они садились на паровоз и по железной дороге ехали через Каир до Суэца, а оттуда - на пароходе до Джидды.

На этом сложности паломников не заканчивались. Из Медины или Джидды до Мекки дорога была одна из сложнейших. Паломники, прибывшие в Ямбо, который считался портом Медины еще три дня добирались на верблюдах до Медины и от Медины до Мекки еще десять дней. А те, кто прибыл в Джидду, которая считалась портом Мекки, 2 дня добирались на верблюдах до Мекки. Но эти участки пути были еще опасны и тем, что на эти караваны часто нападали бедуины, грабили и убивали путников.

В результате в 19 веке ввиду технического прогресса российские мусульмане постепенно отказываются от традиционного караванного паломничества и начинают активно пользоваться паровозами и пароходами.

Это лишь один из маршрутов российских мусульман-паломников  2 половины 19 - начала 20 веков, который был популярен среди мусульман Поволжья и Западной Сибири. Технический прогресс облегчил путь паломников, но сложности и опасности в пути по-прежнему оставались.

Мухсин Нурулла

Использованные источники:

1.Гали Чокрый. Дастан Хаҗнамә. Казан, 2002.

2. Мәрҗани: Фәнни-популяр җыентык. Казан, 2010.

3. Сибгатуллина А.Т. Контакты тюрок-мусульман Российской и Османской империй на рубеже 19-20 вв. М., 2010.

Также по этой теме читайте:

История хаджа: когда российские мусульмане впервые получили возможность совершать хадж?

Как в 19 веке российские мусульмане совершали хадж?

История паломничества: сколько стоила поездка в Хадж в начале ХХ века?

 

Социальные комментарии Cackle