Исламская медицина. Мусульманское фармацевтическое дело

Исламская медицина. Мусульманское фармацевтическое дело

Исламская медицина. Мусульманское фармацевтическое дело


ПРАКТИЧЕСКИ НА КАЖДОЙ УЛИЦЕ и в торговом центре, можно найти аптеку. Их часы работы порой меняются, но одна всегда остаётся открытой. Очень сложно представить нашу жизнь без возможности забежать в ближайшую аптеку, чтобы купить всё необходимое. Islam-Today.ru продолжает публиковать эксклюзивный перевод материалов из книги "1001 изобретение или вклад мусульман в современную цивилизацию". Исламская арабская медицина.

Аптеки не являются современными учреждениями, поскольку они существовали уже одиннадцать веков назад в Багдаде (Ирак). В начале 9 века фармакологи были независимыми специалистами, которые руководили собственным делом. Знания и навыки смешивания ингредиентов, хранения и защиты лекарств передавались от отца к сыну.

 

«Не существует болезни, от которой Бог не создал бы лекарства».

Пророк Мухаммад (Милость ему и благословение)

в пересказе Сахиха аль-Бухари

Этот семейный бизнес с лавками на рынке периодически (особенно в 12-13 веках) инспектировался уполномоченным государственным лицом, аль-Мухтасиб, и его помощниками. Они проверяли точность весов и мерок, а также чистоту используемых лекарств, прекращение использования плохих и портящихся медикаментов, охраняли клиентов от проходимцев и шарлатанов. Таким образом, все фармакологи должны были соответствовать требованиям строгой проверки «инспектора по делам здоровья и безопасности». За подделку лекарства существовало унизительное телесное наказание.

Исламская медицина. Мусульманское фармацевтическое дело

Исламская медицина. Мусульманское фармацевтическое дело

Арабская версия «О лекарственных веществах» (лат. «De amteria medica») Диоскорида с изображением аптеки, в которой фармацевт готовит лекарства.

 

Аптеки находились не только на рынках. Больницы и клиники тысячу лет назад, как и сегодня, имели свои собственные амбулаторные пункты и производственные отделения, похожие на простые лаборатории, где изготавливались различные лекарства, например, сиропы, электуарии, мази и другие фармакологические препараты.

МУСУЛЬМАНСКАЯ АРАБСКАЯ МЕДИЦИНА. ИСЛАМСКАЯ МЕДИЦИНА. 

Практическая сторона фармакологии развивалась и поддерживалась благодаря таким учёным, как врач Сабур ибн Сахл (9 век), который впервые описал большое количество лекарств и средств от болезней; Ар-Рази, который содействовал развитию использования химических соединений в медицине; Ибн Сина, описавший семьсот препаратов, их свойства, действия и показания к применению; Аль-Кинди, определявший и применявший правильную дозу лекарства, что стало основой для создания медицинских формул.

Исламская медицина. Мусульманское фармацевтическое дело

Исламская медицина. Мусульманское фармацевтическое дело

Арабская рукопись с фармакологическими таблицами, приписываемый Ибн аль-Байтару (13 век), с описаниями симптомов, локализацией заболеваний, назначаемых медикаментов и необходимой дозировки

 

В 11 веке Аль-Бируни написал одну из ценнейших работ в этой области «Книга о фармакологии», содержащую подробные знания о свойствах лекарств, роли аптек и обязанностях фармацевта.

Другим влиятельным учёным является Аз-Захрави из Испании. Он был пионером приготовления лекарств с помощью процессов испарения и дистилляции, что означало возможность создания новых препаратов. Начав использовать кетгут для внутренних швов, он не остановился на этом и сделал следующий шаг: назначал лекарства для применения их вместе с упаковкой из кетгута. Когда вы принимаете капсулы, помните, что их предшественники были разработаны более тысячи лет назад.

Труд Аз-Захрави «Ат-Тасриф» был переведён на латинский под названием «Либер Сервиторис» (лат. «Liber Servitoris»): в нём содержались рецепты «ингредиентов» и того, как приготовить из них лечебные смеси. Учёный также делился секретами того, как готовить такие вещества, как моноксид свинца, свинцовые белила, сульфид свинца (обожженный свинец), обожжённая медь, кадмий, марказит, аурипигмент и известь, а также различные купоросные масла и соли.

Исламская медицина. Мусульманское фармацевтическое дело

Исламская медицина. Мусульманское фармацевтическое дело

Персидский фармацевтический кувшин 12 века. Это глиняный сосуд использовался аптекарями для хранения сушеных растений, минералов и других лекарств. Глазированная поверхность таких кувшинов легко очищалась.

 

ИСЛАМСКАЯ МЕДИЦИНА. МУСУЛЬМАНСКАЯ МЕДИЦИНА

Абу аль-Мансур Муваффак проложил новый путь, написав «Основы истинных свойств лекарств» (10 век). В ней были описаны белый мышьяк и известная ему кремниевая кислота. Одно из их лечебных свойств, которое используется сегодня, - помощь в создании защитной мембраны для легко раздражаемых желудков. Он разграничивал карбонат натрия и карбонат калия, привлекал внимание к ядовитым свойствам соединения меди, особенно сернокислой меди, а также соединениям свинца. Медик упоминал и о возможности дистилляции морской воды для питья.

Первичная цель деятельности фармацевта – её профессиональная организация для увеличения пользы для работы аптекарей и медицинских практиков. Составлялись алфавитные списки лекарств в виде таблиц для облегчения быстрого поиска и ссылок, также выпускались медицинские энциклопедии, полностью или частично посвящённые лечебным препаратам.

Исламская медицина. Мусульманское фармацевтическое дело

Исламская медицина. Мусульманское фармацевтическое дело

Американский историк Мартин Левей при переводе арабских источников нашёл информацию о лекарственных средствах, приготовленных по рецепту врача, пилюлях, пастилках, порошках, сиропах, маслах, лосьонах и зубных пастах.

Ранние трактаты о лекарствах, попав в Европу, повлияли на работу фармацевтов 13 века, Иоанна из Сент-Амана и Пьетро д'Абано, профессора из города Падуя (Италия, 1306-1316 годы). Некоторые книги, отправившиеся в европейское путешествие, принадлежали Ибн аль-Вафиду из Испании, опубликованные на латинском более пятидесяти раз. Наиболее известной была «Книга простых лекарств», она состояла из пятиста страниц и потребовала от учёного двадцать пять лет работы. Латинский перевод «Де медикаментес симплицибус» (лат. «De medicaments simplicibus») является лишь фрагментом книги.

Ибн аль-Васфад кроме исследования действия лекарств, сна и приёма ванн, писал о фермерстве, поскольку сельское хозяйство, культивация растений, ботаника, химия и медицина были тесно связаны. Ибн аль-Байтар (13 век), мусульманин из Малаги, был ведущим ботаником, а также автором самой большой фармакологической энциклопедии, сохранённой до наших дней. «Словарь простых лекарств и еды» представляет собой книгу о простых лекарствах и содержит описание трёх тысяч ботанических ингредиентов, перечисленных в алфавитном порядке. Он переработал книги ста пятидесяти авторов и приумножил эту информацию собственными наблюдениями. Латинское издание этой книги вышло в свет в 1758 году, а его полный перевод появился в 1842.

Эта работа по настоящему вдохновила европейских фармацевтов: появилась книга из семи частей «Компендиум ароматариорум» (лат. «Compendium aromatariorum»), написанная известным медиком 15 века Саладином из Асколи. Он следует ранней категоризации предмета мусульманских учёных, включая экзаменационное испытание фармацевта, качества необходимые фармацевту, лекарства-заменители и условия хранения простых лекарств и лекарств, изготовленных по рецепту.

Исламская медицина. Мусульманское фармацевтическое дело

Исламская медицина. Мусульманское фармацевтическое дело

Тысячелетие назад Аз-Захрави прописывал порошковые лекарства в упаковках из кетгута, которые можно было глотать (предшественники современных лекарственных капсул).

 

Людовико даль Поззо Тосканелли, врач из Флоренции, в 17 веке издал «Лондонскую фармакопею». В книге были перечислены растительное сырьё, минералы, простые лекарства и лекарства, изготовленные по рецепту, для внешнего и внутреннего применения, масла, пилюли, горячие компрессы – все с мусульманской маркировкой.

Мусульманская фармакология была недавно возрождена американским историком Мартином Левей. До кончины в 1977 году он перевёл арабские источники и открыл миру огромный список терапевтических методов лечения, книг о ядах, рецептов приготовления лекарств и описания их применения, лекарств-заменителей (в случае, если не было необходимого, можно было его заменить другим). Учёный обнаружил информацию о лекарствах, пилюлях, пастилках, порошках, сиропах, маслах, лосьонах и зубных пастах. Все эти данные представляют собой напоминание о том, что люди, жившие тысячелетие назад не страдали, а, напротив, пользовались изысканными медикаментами и благами научных исследований.

Специально для Islam-Today.ru

Исламская арабская медицина.

Социальные комментарии Cackle