Зуфар Махмутов: «Практически вся казахская интеллигенция рубежа XIX-XX веков получила образование в татарских медресе»

Расселение татар по всему миру не является чем-то характерным только для современности. Ещё много лет назад в отдельных странах стали возникать татарские мечети и школы для обучения на татарском языке, образовывались татарские слободы и возводились отдельные города татарскими солдатами и мастерами. Так, к примеру, в Казахстане именно татары возвели первый каменный дом, а известная купеческая династия Яушевых внесла значимый вклад в экономику и культуру республики. Именно казахстанская земля подарила миру гений Габдуллы Тукая.

О том, как татары появились в Казахстане, как подружились с казахским народом и какие вызовы стоят сейчас перед ними, мы поговорили с кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Института истории им. Ш.Марджани АН РТ и автором монографий по истории татар Казахстана.

С какой даты можно вести отсчёт появления татар на территории Казахстана? С какими историческими событиями это связано?

- Невозможно назвать какой-то одной конкретной даты. Кимаки, общие предки татар и казахов, кочевали в казахской степи ещё до образования Золотой Орды. После её распада в начале XV века западную территорию Казахстана захватило кочевое государственное образование Ногайское орда. «Ногайский компонент» в дальнейшем сыграл весомую роль в этногенезе татар, казахов и башкир.

Захват в 1552 году Казанского ханства Иваном Грозным и проводимая насильственная христианизация спровоцировали интенсивные процессы миграции татар с занятой территории. Некоторые из сбежавших татар вошли в состав яицкого казачьего войска, а затем в конце XVI века колонизировали западную часть Казахстана, основав на реке Яик Яицкий городок (современный г. Уральск), а также станицы Кушум, Скворкинскую и т.д.

Следующая крупная волна миграции татар была вызвана присоединением казахских жузов к Российской империи в XVIII веке. Татарские муллы были толмачами и делопроизводителями при казахских ханах, выполняли дипломатические поручения, обучали кочевое население грамоте, канонам ислама, земледелию, вели гражданское судопроизводство. Татарские купцы стали активно торговать в казахских кочевьях, поставляя товары на крупные рынки Российской империи, Китая, Среднеазиатских ханств и обратно.

Какое влияние оказала татарская культура на жизнь казахского общества?

- Татары внесли огромный вклад в развитие торговли, промышленности, культуры, мусульманского образования и книгопечатания. Практически вся сформировавшаяся когорта казахской интеллигенции на рубеже XIX – начала XX века получила образование в татарских медресе или у татарских мулл.

Насколько тесным стало взаимопроникновение двух братских культур?

- Заметное казахское влияние прослеживается в языке, обычаях и традициях, кухне татар Казахстана. Татары же, в свою очередь, внесли весомый вклад в проникновение ислама в казахскую культуру, способствовали приобщению кочевников к письменным традициям, книгопечатанию, развитию литературы и театрального искусства.

Наверняка, есть немало татарских имён, которые прославились в Казахстане в различных сферах.

- Конечно, их огромное множество. Это богословы и учителя: Мифтахетдин Акмулла, Галимжан Ибрагимов, Зариф Башири, Абдурашид Ибрагимов, Мутыгулла Тухватуллин, Мухаметджан Бегишев, Рахматулла Янгуразов; купеческие семьи Мусиных, Давлеткильдеевых, Тойматовы, Тюменевых, Хусаиновых, Яушевых; революционеры Карим Сутюшев, Сабыр Шарипов, Багаутдин Шегабутдинов, писатели И. Н. Салахов, С. Шарипов, поэт Г. Тукай, журналист и издатель К. Мутыги, историк К. Халиди, биологи А.Н. Илялетдинов и Р.А. Гареева, вирусолог Н.Б. Ахматуллина, геологи А.М. Сиразутдинов и Д.Х. Фатхутдинов, физики Б.Г. Ахметова и Ш.Ш. Ибрагимов, офтальмолог Г.А. Ульданов и др. Во многих городах можно найти бюсты и памятники, а также улицы, названные в их честь.

- Как сложилась дальнейшая судьба татар, проживающих в Казахстане? Какие основные аспекты деятельности затрагиваются ими сегодня?

- Численность татар Казахстана имеет устойчивую тенденцию к снижению, главными причинами которой являются эмиграция и ассимиляция. Основной деятельностью татар, как и в дореволюционное время, является предпринимательство, но много среди представителей татарской диаспоры и работников сферы культуры: известных живописцев (А.А. Диникеев, К.В. Муллашев), музыкантов (Р.С. Салаватов, Г.Г. Ахунжанов), писателей, поэтов, журналистов ( Г.Т. Хайруллин, М.И. Ерзин, Т.А. Каримов).

Как татарам удаётся не только сохранить свою культуру, но и познакомить с ней других? Есть ли какая-либо помощь от соотечественников из Татарстана?

- Главным образом такую возможность в Казахстане предоставляет Ассамблея народа Казахстана. Помимо этого, к примеру, в Семее функционирует Татарская школа искусств, в Уральске – музей Г. Тукая.

Взаимодействие же с соотечественниками осуществляется через структуры Всемирного конгресса татар, Ассамблеи народа Казахстана и полпредства Республики Татарстан в Республике Казахстан. Работа реализуется, прежде всего, через проведение культурных мероприятий (Сабантуй, день рождение Габдуллы Тукая, день татарского языка, акция «Татарча яз», тематические вечера и встречи, гастроли татарской театральной труппы и др. – примечание автора).

Какие есть сложности при сохранении идентичности вне исторической Родины? Как справляются с этим местные ребята?

- Большим вызовом для сохранения идентичности татар Казахстана является потеря национального языка (к сведению, в советское время в республике были закрыты практически все школы, где велось обучение на татарском языке) и огромное количество межнациональных браков (более 90%). Татарские культурные центры в разных городах Казахстана стараются вести уроки национального языка для молодёжи, используя современные интерактивные методы обучения, а также проводят вечера знакомств, способствующие возникновению татарских семей.

Что можете сказать о современной татарской молодёжи, проживающей в Казахстане? Насколько велик их интерес к своей культуре, к корням, к истории предков?

Татарская молодежь в Казахстане достаточно активна. В разных городах Казахстана при татарских центрах существует молодежное крыло. Молодые активисты проводят татарские дискотеки, квесты, флешмобы, поддерживают друг друга, вместе справляют важные для народа и для друг друга даты и события.

Есть ли для татар в Казахстане какие-то особенные, знакомые места?

- Их достаточно много. В Уральске это места, связанные с Габдуллой Тукаем, в Кокшетау - с И. Салаховым. Практически в каждом городе сохранились мечети, построенные татарскими купцами, их дома и магазины, правда, многие памятники татарской культуры сейчас находятся на грани разрушения.

Особую обеспокоенность вызывает состояние деревянных мусульманских храмов в селе Аккотлык (Восточно-Казахстанская область) и в с. Капал (Алма-Атинская область), особняков татарских купцов в Семее, мельницы Уразаева в Костанае.

Перестроенное здание Яушевской мечети в Петропавловске используется как сауна, а мечеть в Костанае (в Наримановке) — как подсобное помещение торговой фирмы. Усилиями татарской общины и меценатов удалось реставрировать здание Красной мечети в Уральске и Дин-Мухаммад в Петропавловске.

В недавнее время татарами были построены молитвенные здания в с. Имантау и Башкуль, в татарском крае Алматы. На средства казахстанского государства были отреставрированы такие памятники татарской культуры, как дом купца Янгуразова в Петропавловске, мечеть Яушева в Костанае, медресе в Нур-Султане и т.д. В настоящее время активно решается вопрос о реставрации Давлеткильдеевской мечети в Петропавловске.

Беседовала Ильмира Гафиятуллина

Фото предоставлены Зуфаром Махмутовым

Социальные комментарии Cackle