Тукай и религия - это как неразделимые корни и ветви одного дерева

Береги любовь Аллаха, дорожи, молясь и чтя. Тукай

Сегодня татарский мир торжественно встречает день рождение своего великого сына Габдулла Тукая. Тукая – это целая эпоха в духовном развитии всего татарского народа, в становлении его литературы, искусства, культуры в целом. Тукай – это эталон, наше достояние, это сам народ. В истории каждого народа есть личности, являющиеся для него духовным мерилом, которым для нас является Тукай. Наш Тукай. И он по-прежнему живет в благодарной памяти своего родного народа…

Тукай оставил огромное творческое наследие, тайны которого безграничны, он творил, находясь намного выше своей эпохи. В современную историческую эпоху, мы имеем счастье быть освобожденными от идеологических установок предыдущих эпох, и оценить жизнь и творчество Тукая в русле духовных потребностей нашего времени. Объективное раскрытие мировосприятия Тукая теперь стало невозможным без понимания его отношения к религии.

По происхождению Габдулла Тукай был мусульманином. По преданию, род Тукаевых насчитывал семь поколений мулл. Его деды Мухаммадгали, Зиннатулла, отец его Мухаммадгариф, отчим его Шакир, его учителя (Хальфа Фатхеррахман, Мутыгулла (Тухватуллин) были муллами. Он сам учился в медресе д. Кырлай под Казанью, медресе «Мутыйгия» (г.Уральск, Казахстан). Габдулла Тукай знал наизусть книгу «Иман шарты» («Основы веры»), изучал Коран, «Хафтияк» (седьмая часть Корана), читал «Сорок хадисов»(Хадис - предание о речах и поступках основателя ислама - пророка Мухаммада) и др. Для Тукая исламское вероисповедание было естественной средой, в котором он взрослел и формировалось его мировосприятие. Так, говоря о сакральной родине, матери и родном языке, Тукай говорит об исламе.

Тау башына салынгандыр безнең авыл,
Бер чишмә бар, якын безнең авылга ул;
Аулыбызның ямен, суы тәмен беләм,
Шуңар күрә сөям җаным-тәнем белән.
Ходай шунда җан биргән, мин шунда туган,
Шунда әүвәл Коръән аятен укыган;
Шунда белдем рәсүлемез Мөхәммәдне,
Ничек михнәт, җәфа күргән, ничек торган
. («Туган авыл»).

И туган тел! Синдә булган иң элек кыйлган догам:
Ярлыкагыл, дип, үзем һәм әткәм-әнкәмне, Ходам!
(«И, туган тел»).

Любимый поэт татарского народа с детства понимал сущность и красоту Ислама, изучал и практиковал нашу веру. Глубокое уважение и трепетная любовь к Исламу пронизывают все творчество великого татарского поэта, особенно, в таких стихотворениях, как «Родной язык», «Люби Аллаха», «Книга», «Молитва матери». Немало стихотворных произведений Тукая посвящены памятным событиям и религиозным праздникам: «Мигърадж», «Ночь Кадр», «Праздник в детстве».

Для Тукая были сакральны и религия, и национальность. «В мире нет ни одного народа без религии, все народы были религиозны, и только мы не можем остаться без религии. Я верю, что наш народ сохранит и свои национальные особенности, и свою религию. Хотя в душе и есть сомнения, что народ наш сумеет сохранить свою национальную самобытность. Я всегда был сторонником одинаково важного отношения к религии и к национальности», – сказал он своему современнику.

Реальное отношение поэта к исламу нашло отражение в цикле стихов, названных автором «религиозными». Автор этих стихотворений, созданных в самый зрелый период жизни поэта, предстаёт перед нами как глубоко верующий человек. Ислам в поэзии Тукая переплетается и олицетворяется с высокими идеями гуманизма, демократизма, общечеловеческой любви и преданности своей Родине.

В одном стихотворении он видит в Аллахе идеал для гениев, а в другом — надёжную опору в самые трудные минуты жизни. Габдуллу Тукая интересовали взаимоотношения Ислама и человека – Творца. О том, насколько вдумчиво и с почтением относился поэт к Корану, говорят многие факты из его творчества. Многие суры он знал наизусть. Вот так Тукай пишет об этом в стихотворении «Тәәсер»:

Гомернең иң читен, җайсыз , уҗайсыз бер минутында ,
Әгәр янсам каты хәсрәт вә кайгының мин утында:
Укыйм тиз-тиз күңелдән гаҗәп сүрә Коръәннән,
Газаплар мәгънәви бер кул илә алынадыр җаннан.
Оча дилдән бөтен шик-шөбһәләр,
һәм мин җылый башлыйм:
Яңакларны мөкаддәс күз яшемлә энҗели башлыйм.
Бөтенләй сафлана күңлем; укыйм иман, булам мөэмин;
Килә рәхәт җиңеллекләр: хәлас булам авыр йөкдин.
Ходайа! Син тыйган эшләр тәмам әкътагъ вә әбтәр6, дим;
Иям баш сәҗдәгә: «Аллаһе хак! Аллаһе әкбәр!» — дим.

Творчество Тукая полностью пронизано верой. «Тукай и религия - это как неразделимые корни и ветви одного дерева, которые переплетены и их невозможно разделить», - сказал однажды Харис хазрат Салихзянов. И главным доказательством того, что он был верующим мусульманином, свидетельствуют его произведения, теперь уже наше достояние и наследие, которое мы должны передать следующий поколениям.

Иям баш сәҗдәгә: «Аллаһе хак! Аллаһе әкбәр!» — дим. Строки Тукая напоминают нам, верующим, о нашем главном предназначении -  поклонении Аллаху. И мы, вместе с Тукаем восхваляем Аллаха. Пусть хвалебные речи, которые прозвучат сегодня в адрес великого татарского поэта, сочтутся как дуа за него.

Islam-today

Социальные комментарии Cackle