Состоялся ли «разговор с душой» у казанского зрителя?

Всю свою жизнь человек обречён бороться с искушениями, преодолевать испытания, конечным итогом которых становится внутреннее спокойствие, чистая душа и приход к Создателю всего сущего. Порой этот путь бывает очень тернист и мучителен, а искус может ждать где угодно – дома, в кругу родных, на автомобильной стоянке возле мечети, в магазине. Главное – взглянуть на всё чистым взглядом, незамутнённым рассудком и понять, где правда, а где ложь, где истинный, миролюбивый Ислам, а где его извращённое людьми ради своей личной выгоды понятие.

Существование радикальных организаций, «основывающихся» на догмах религии, террористические атаки в Сирии, Ираке, Ливане и других странах, проблема взаимоотношения отцов и детей, поиск самого себя и пути ко Всевышнему – эти темы лейтмотивом прошли через всю театрализованную постановку «Разговор с душой. За гранью», которая в эти дни показывается на сцене Татарского государственного академического театра имени Галиаскара Камала. На два дня казанцы могут окунуться в неповторимую атмосферу, насладиться великолепной игрой ведущих российских актёров под аккомпанемент чарующих голосов талантливых вокалистов. «Разговор с душой. За гранью» является достойным ответом тем, кто пытается преподнести ислам в тёмном цвете, ассоциируя его с жестокостью и смертью. Напомним, что премьера постановки состоялась 18 февраля в Москве. Дальше постановка будет показана в Башкирии, Крыму, на Кавказе, а также в Казахстане и Кыргызстане.

Визуальные спецэффекты, масштабные декорации, оригинальная хореография, талантливые актёры и исполнители на протяжении всего двухчасового спектакля не просто смогли удержать внимание зрителей, но и вызвать неподдельные эмоции у аудитории, заставив некоторых утирать слёзы после особенно трогательных и эмоциональных моментов.  Невидимая связь между залом и сценой создавала неповторимую атмосферу, благодаря которой каждый чувствовал себя частью постановки. А те темы, которые организаторы постарались поднять (надо отметить, достаточно успешно), актуальны не только для мусульманского сообщества, но затрагивают всё человечество. Не оставила аудитория без внимания и редкие, но очень точные слова, произносимые Маратом на татарском языке. Это вызывало добрый смех и бурные аплодисменты в зале.

Главный герой Марат, которого играет Марат Башаров (впервые в этот раз выступивший в роли режиссёра-постановщика) попадает под влияние одного из радикалов, затянувшего его в деструктивную организацию. Как результат – успешный бизнесмен и хороший семьянин не просто распродаёт своё имущество, бизнес, но и теряет тёплые отношение со своей семьёй, выгоняет из дома дочь, грубит родителям, отворачивается от своих брата и жены. Он переходит черту и оказывается за той гранью, где нет родных, близких, любимых, а только разочарование, боль, бесконечная и мучительная смерть невинных. Дорога назад становится тяжелым испытанием и едва не оборачивается трагедией человеческой души.

Нельзя не отметить органичное вплетение в театральные действия на сцене телевизионных отрывков. Через один из таких видео-фрагментов мы узнаём, как дьяволу, которого играет Ренат Абянов, удалось сбить главного героя с пути истинного. Сценаристы постарались передать процесс вербовки в радикальные группировки, который начинается с простой беседы, некоего прощупывания потенциального члена культа. Дальше больше – начинают подниматься вопросы из разряда правомерности слов имама, низость погрязшего в пороке общества. И вот, спустя несколько минут, интерес главного героя достигает пика. Как результат – быстрое попадание в террористическую организацию, ради которой Марат продаёт весь свой бизнес и имущество. Как позже узнаёт герой, на эти деньги были разрушены города, сотни домов и улиц, уничтожены дети, старики и женщины. Увиденное повергает Марата в шок, у него открываются глаза на сотворённое им из-за ослепления зло.

Горе приходит и в его семью – он оскорбляет родителей и собственного брата, порочит жену, а дочь и во все выгоняет из дома. «Вы меня не понимаете!» Дьявол и тут оказывается рядом – поддавшись на уговоры одноклассников и огорчившись из-за слов родного отца Саида поддаётся увещеваниям и снимает свой платок. Забегая вперёд скажем, что спустя короткий промежуток времени девушка одумывается и вновь облачается в хиджаб, понимая, что это не просто внешний атрибут, но часть её веры, часть её самой. Причём по ходу всей постановки мы сталкиваемся с глупыми стереотипами, которые, к сожалению, до сих в нашем современном обществе имеют место быть. Это как и то, что девушка может надеть платок лишь под угрозами отца, или что все мусульмане – террористы (ведь именно они совершают теракты, так и СМИ говорят).

Как и в первой части «Разговора с душой», Марат попадает в больницу, а в его теле едва теплится жизнь. И вновь начинается его путешествие в историю, в те места, которые позволяют оступившемуся человеку не просто вернуться на верный путь, но и осознать, насколько был высок нрав Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), проявлявшего даже в самой трудной ситуации красивое терпение. Исторические отступления помогают главному герою и зрителям найти ответы на вечные вопросы, понять ценность жизни, прочувствовать смысл Священного Корана и проанализировать свою жизнь на примере пророков. К примеру, мы сталкиваемся с Вахши, который убил дядю Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) простил его. Также главный герой встречает второго праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба. Герой Марата Башарова начинает понимать, как высока ответственность каждого мусульманина, каждого человека перед своими близкими, перед Всевышним за каждого, кто находится в его ведении. Он видит, каким должно быть отношение мусульманина к другому человеку вне зависимости от его вероисповедания или национальной принадлежности. Каждая встреча, каждое слово, сказанное героями на сцене, приближает Марата к истине, показывая ему единственно верную дорогу, ту, которая ведёт к довольству Создателя.

В рамках исторических отступлений главному герою вручается то самое копьё, которым был убит Хамза, под обещание, что никогда оно не будет использовано для убийства.

Одной из самых ярких и эмоциональных сцен является демонстрация видео, показывающего лишь малую толику зверств, совершённых террористами: слёзы детей, матери, похоронившие своих маленьких сыновей, разрушенные дома, сметённые города – всё это не могло остаться в стороне и вызвало полнейшее безмолвие в зале, оторопение от творимых от имени Ислама ужасов. И главный герой своими глазами сталкивается результатами своих действий – ему настойчиво предлагается казнить неверующих, родных отца и брата.

И вновь, как и в первой части «Разговора с душой», дочь вытаскивает своего отца буквально с того света, уводя от ворот ада. Переломный момент, когда Марат находится в больнице, на грани жизни и смерти, когда за его душу борются дьявол и ангел, лишь искренняя и чистая мольба его дочери за душу своего отца в мечети, слова благодарности Всевышнему за всё то, чем он наделил её, за веру, глубокую и от чистого сердца, перевешивает и возвращает главная героя к жизни. Создатель дал Марату ещё один шанс всё исправить, усмирить свой нрав, проявляя благородное терпение.

«Я столько раз обращалась к Тебе: просила помочь в учёбе, делилась своими переживаниями, молилась за близких. Но за всё это время я ни разу не поблагодарила Тебя. И сейчас я хочу сказать тебе огромное спасибо. Спасибо за жизнь, за близких мне людей, за моих родителей, за моего папочку. А ещё спасибо Тебе за веру. Ты знаешь, приняв её в своё сердце, я каждый день жила обыденной жизнью, которая усыпляла меня. Настолько к ней привыкла, что в какой-то момент перестала её ощущать. Нет, не привыкла, а отвыкла от неё. Вчера я сняла платок. И не потому, что я была зла на папу, а потому что я была зла на себя. Сейчас мне обидно, обидно и холодно, и я снова надела его. Я вдруг поняла, что также обидно и холодно было моей душе. Но Ты знаешь, я счастлива, счастлива, что снова ощущаю её, снова чувствую лёгкость, трепет, боль и счастье. Спасибо Тебе за эти прекрасные чувства! Как же хочется сейчас душевного тепла…»

А что ангел и дьявол?! Они до скончания времён будут вести бой за душу каждого человека на этой земле…

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle