"Приоритетным должно быть убеждение каждого татарина в том, что он татарин"

Какова история формирования этнорелигиозной идентичности татарского народа? Какие проблемы вызывает ее современная трансформация? Именно этими вопросами были озадачены участники Международной научно-практической конференции «Этнорелигиозная идентичность татарского народа в условиях глобализации», организованной Академией наук Республики Татарстан.

В рамках мероприятия были подняты такие острые вопросы, как история формирования этнорелигиозной идентичности татарского народа, проблемы ее современной трансформации. Во главу дискуссии легли обсуждения взаимосвязи религиозной и этнической идентичности, проблем социокультурных изменений гражданского и этнического самосознания.

Пленарная часть конференции прошла в здании Академии наук, а вторая часть и подведение итогов состоялось в стенах Болгарской исламской академии.

В ходе пленарного заседания со словами приветствия к участникам конференции обратились вице-президент Академии наук Республики Татарстан, академик АН РТ Дания Загидуллина, первый заместитель председателя Исполкома Всемирного конгресса татар Данис Шакиров, заместитель муфтия, руководитель Фонда «Вакф» Мансур хазрат Джалялетдинов, доктор социологических наук, заведующий отделом этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Гульнара Габдрахманова, кандидат политических наук, заместитель директора Института философии и права Уральского отделения РАН Виктор Мартьянов, кандидат исторических наук, заведующий сектором Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук Александр Селезнев, кандидат исторических наук, профессор Кыргызского государственного университета им. Ж. Баласагына Аниса Бикбулатова.

Стоит отметить, что в современном светском обществе, в отличие от атеистического, все крепче проявляется взаимосвязь между этнической и религиозной идентичностью. Многие татары сегодня к этнической самоидентификации приходят через религиозные убеждения, а вера и исламские институты «повернулись лицом» к национальным проблемам. Сегодня религиозная идентичность, как и в начале ХХ века в татарском обществе, начинает оказывать поддержку в развитии национальной идентичности татар.

- Как писал о сохранении национальной идентичности татар академик АН РТ Мирза Исмаилович Махмутов, «приоритетный путь – … собственное убеждение каждого татарина в том, что он татарин, то есть национальное самосознание и самоидентификация», – отметила в своем выступлении Дания Загидуллина. – Родной язык является основополагающим маркером национальной идентичности, потому что олицетворяет в себе национальный код духовности, культурную память и традиционные ценности и транслирует высокую культуру этноконфессионального сообщества. Однако родной язык для существования должен иметь среду, подпитываемую исторической памятью, национальной системой образования, высокой культурой.

Участники конференции, география которых не ограничилась регионами Российской Федерации, а расширилась до стран СНГ, в течение двух дней работали в рамках разных секций и круглых столов. В ходе продуктивной работы были подняты такие темы, как «исторические особенности формирования этнорелигиозной идентичности татарского народа»; «этническая и религиозная идентичность: особенности взаимосвязи; «язык как фактор этнической и конфессиональной идентичности татар»; «формирование этнической идентичности молодого поколения татар: опыт и перспективы».

Безусловно, такой широкий спектр участников не может не говорить о научном и практическом интересе к уникальной и успешной модели Татарстана в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Татарстан из 85-ти регионов уверенно входит в десятку по разным параметрам, два года подряд лидирует в российском рейтинге инвестиционного климата. Помимо этого, для представителей всех национальностей, проживающих на территории республики, создаются условия для развития своих традиционных культур. Отдельное внимание во внутренней политике Татарстана уделяется сохранению мира и согласия между народами. В республике реализуются государственные программы, направленные на сохранение и развитие культурного богатства народов, предусмотрены социальные и грантовые формы поддержки и многое другое.

- Ключевым фактором выступает и научный потенциал Республики Татарстан. Фактически весь блок гуманитарного профиля Академии наук РТ, состоящий из ряда институтов и центров, так или иначе, занимается вопросами, касающимися изучения этнических и религиозных особенностей региона. Это самый широкий спектр научных исследований: от изучения археологических находок и древних арабографических источников, до мониторинга современной этноконфессиональной ситуации. Активную роль в этом играет и Центр исламоведческих исследований, который с прошлого года традиционно проводит конференцию под эгидой Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир».

В процессе дискуссии перед участниками одной из площадок встал вопрос: что же понимать под культурным наследием Татарстана? Этот вопрос тесно связан с проблемой идентичности. Нельзя отрицать, что понятие «идентичность» является многосоставным. Здесь проблема заключается в том, что предпринимаются попытки различные парадигмы привести к одному термину.

Стоит отметить, что здесь существуют различные подходы экспертов к самому пониманию, что есть наследие. К примеру, одна группа ученых термин «наследие» ассоциирует с неким набором артефактов (песни, танцы, предметы традиционного быта). Другие мыслили шире: культурное наследие – это воспроизведение деятельности, ментальности населения. Соответственно, и способы работы с этим наследием были кардинально различными: бережный сбор и хранение наследия или же активное использование для дальнейшего развития.

Отдельным блоком стоит проблема сохранения татарской идентичности за пределами Татарстана и России.

- В постсоветский период произошли существенные изменения в этнической идентичности татар Кыргызстана. Если они раньше себя ощущали лишь вдали от исторической Родины, но в пределах одной могущественной страны, то теперь за короткое время они оказались за ее пределами, в другой стране. Изменился статус, их стали причислять к переселенцам, мигрантам, малочисленным этническим группам, некоренным народам. Все эти внешние определения их статуса лишь способствовали усилению роста этнической идентичности. В данной ситуации происходила переоценка таких понятий как «я» и «мы», - резюмировала итог проведенной социологической работы Аниса Бикбулатова, профессор Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына. - Проводимые этносоциологические исследования доказали значимость этнической идентичность для татар, ее небывалый рост. Поиск идентичности наблюдался именно впервые годы независимости страны. Основой религиозной веры у современных татар чаще является их внутреннее самоощущение. Не случайно более 75% респондентов в городах республики отметили: «внутренне считаю себя мусульманином». Большее значение приобретают нравственно-этическая сторона ислама и его роль в качестве компонента национальной культуры и этнообразующей составляющей.

Резюмируя свое выступление Аниса Бикбулатова отметила, что татары Кыргызстана отличаются своей набожностью: 78% из них являются верующими, около 10% не верующие, 12% колеблются.

- Несмотря на то, что они, как и большинство местного населения, придерживаются Ислама, стараются свои религиозные обряды совершать отдельно: имеют муллу из числа татар, хоронят своих отдельно от остальных. С 90-ых годов прошлого века Ислам в республике переживает период возрождения. Татары, особенно молодое поколение, стали активно приобщаться к Исламу. Безусловно, Ислам как и прежде для татар в полиэтнической среде выполняет этно- консолидирующую функцию.

Об этнической и конфессиональной идентичности татарского народа говорила и представительницы Республики Крым профессор кафедры политологии и политического управления ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» Баранова, анализируя ситуацию уже после вхождения республики в состав Российской Федерации. По словам эксперта, этническая и конфессиональная идентичности крымских татар имеют высокую степень сочетаемости, причем первична среди них этническая.

- Соотношение идентичностей в каждой из этнических групп своеобразно, а регионализм противоречив. Риски конфликта идентичностей высоки, а сосредоточены они в столице Крыма, что можно объяснить борьбой за власть. Рост конфессионального конфликта в Крыму возможен при зарубежном деструктивном воздействии и стратегических просчетах государственной власти. Стоит отметить, что российская конфессиональная политика в Крыму резонно ориентирована на поддержку ДУМК и умеренных этнополитических организаций, на последовательное пресечение религиозного экстремизма.

В ходе конференции участники также посетили и священный город Болгар. Среди гостей Болгарской исламской академии оказались ученые из стран СНГ, а именно из Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. Участникам мероприятия не просто показали достопримечательности священного города, но также подробнее рассказали об истории принятия ислама татарами. Проректор по образовательной деятельности Болгарской исламской академии Алексей Петров поведал гостям о создании академии и поделился планами на будущее. Петров отметил, что в Болгарскую исламскую академию со следующего учебного года пригласят абитуриентов из стран СНГ.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

 

Социальные комментарии Cackle