Новый этап современной мусульманской медицины

«Хотя многие из них являются врачами по имени, мало кто является таковым на самом деле, особенно в области хирургии» Абу-ль-Касим Халаф Ибн Аббас аль-Захарави.

А Вы когда-нибудь задумывались над тем, откуда появился термин «медицина»? Среди учёных и исследователей бытует мнение, что появление этого слова связано с именем Ибн Сины (Авиценны), великого восточного мудреца, медика, учёного.

А знаете, кто стал первым квалифицированным хирургом в мире, оставив нам в наследство множество специфическим медицинских инструментов и соответствующих трактатов? А кто впервые описал такие заболевания, как оспа и ветрянка, при этом став пионером в нейрохирургии и офтальмологии, внеся при этом непомерный вклад в развитие неорганической и органической химии?

Вопросы можно задавать бесконечно, но неоспоримый факт – развитие медицины тесно связано с исламским миром, а тем более с мусульманскими учёными, которые зачастую в условиях непонимания и неприятия обществом пытались не просто изучить человеческое тело, но, исходя из канонов шариата, сделать свой собственный организм более выносливым, узнать особенности его функционирования и поставить медицину на более высокую ступень.

Новый этап современной мусульманской медицины

И этот постулат ещё раз доказала прошедшая в Казани первая научно-практическая конференция «Ислам и медицина», организаторами которой выступила недавно созданная Ассоциация мусульманских врачей и среднего медицинского персонала РФ.

В ходе работы конференции специалисты различных областей медицины с точки зрения ислама обсудили наиболее проблемные недуги современности, такие как алкоголизм и наркомания. Среди особо остро стоящих вопросов оказались тема абортов, ведения здорового образа жизни, правильного питания и пр.

- Ассоциация была создана по многочисленным просьбам мусульман не только Татарстана, но и России, - отметил президента Ассоциации Рамиль Хисамов. – Наша организация уже зарегистрирована в Министерстве юстиции. Актуальность темы нашей конференции связана с особенностями функционирования медицинской системы в соответствии с предписаниями шариата, в том числе влияние ислама на врача. Цель подобных наших встреч – это желание показать, какие качествами и умениями должны обладать медицинские работники, руководствуясь Священным Кораном. Ведь ещё на эре зарождения человеческой цивилизации профессия врача подразумевала большую ответственность: от специалиста медицинской сферы требовались не только обширные специальные знания, но и наличие таких качеств, как нравственность, самообладание, честность, уважение к старшим, самоотречение и проявление милосердия ко всем людям вне зависимости от их национальной и религиозной принадлежности.

Сама же медицинская мусульманская этика исходит непосредственно из учения ислама, которое призывает к честности, профессионализму и богобоязненности при совершении каждого своего деяния.

На первой конференции присутствовал и первый заместитель муфтия, председателя ДУМ РТ Рустем хазрат Валиулин, который в своём обращении к собравшимся ещё раз подчеркнул важность следования предписаниям шариата в нашей обыденной жизни, в том числе и в сфере медицины.

- Мало кто обращает внимание, но посланник Всевышнего (мир ему и благословение Всевышнего) завещал нам не жить в том месте, где нет врача. Нет хадиса или аята на запрет жить там, где нет учителей, слесарей, представителей других профессий. Упоминается только врач. Конечно, это рекомендательный, не канонический запрет. Хотелось бы искренне от имени всех мусульман Росси и мира выразить благодарность каждому сотруднику медицинской сферы за их работу и профессионализм.

Также хазрат напомнил о том, что в хараме нет и не может быть исцеления.

- Как только человек уверовал в Аллаха, автоматически его тело сразу страдает от харама. Об этом нельзя забывать. Что же касается правомочности использовать знания и достижения, подаренные миру представителями других религиозных воззрений, то всё это можно и нужно делать. Изучая опыт других конфессий и наций, мы должны откладывать харам, если он присутствует там, а халяль семимильными ногами вносить в свою жизнь. К тому же не стоит смотреть на открытия прошлого, без которых не было бы настоящего, снисходительно. То, что для нас сегодня является нормой вещей, должно было быть открыто и изучено годами и столетиями ранее. Напоследок хотелось бы пожелать изучать великие медицинские труды в оригинале, поскольку при переводе теряется очень много не только ввиду ограниченного запаса переводчика, но и видения самого корректора.

Для справки:

Союз мусульманских врачей образован 18 сентября 2019 года. В организацию могут вступать врачи со средним и высшим образованием, студенты медицинских вузов. Одно из условий - член Союза должен быть мусульманином. На сегодняшний день о желании вступить в организацию заявили уже около 80 медицинских работников.

 

Немного из истории исламской медицины

В период исламского золотого века, который охватил период с VIII по XV века, ознаменовался большим прогрессом в науке, поскольку исламские учёные собирали знания со всего известного мира и добавляли свои собственные открытия. Одной из таких важных областей была исламская медицина, в которой медицинская практика стала напоминать наши современные системы.

Безусловно, центральное место в исламской медицине занимала вера в Коран и хадисы, в которых говорилось, что мусульмане обязаны заботиться о больных. Согласно изречениям пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), долг мусульманина – заботиться о теле и духе. Это, безусловно, относится к компетенции улучшения качества здравоохранения и обеспечения доступа к медицине для всех. Причём важно понимать, что многие хадисы устанавливают руководящие принципы для целостного подхода к здоровью.

Главным вкладом исламской эпохи в историю медицины было создание больниц, оплачиваемых за счет благотворительных пожертвований, известных как Закят. Есть доказательства того, что эти больницы существовали уже в VIII веке, а вскоре они были широко распространены по всему исламскому миру.

Эти больницы, наряду с оказанием помощи больным на местах, направляли врачей и акушерок в более бедные сельские районы, а также предоставляли место для обучения и исследований врачам и другим сотрудникам. Роль этих больниц была различной: одни из них предназначались для обслуживания населения в целом, а другие предоставляли конкретные услуги, такие как уход за прокажёнными, инвалидами и немощными.

Открытия, перевернувшие мир

Многие исламские врачи сделали выдающиеся открытия во всех аспектах медицины, опираясь на знания своих коллег и добавляя свои собственные открытия. Самым известным исламским учёным в истории медицины был Аль-Рази. Плодовитый писатель, он выпустил более 200 книг о медицине и философии, в том числе незаконченную книгу медицины, которая собрала большую часть медицинских знаний, известных исламскому миру, в одном месте.

Немало Аль-Рази писал и о важнейших отношениях между врачом и пациентом, полагая, что они должны строиться на доверии, и, поскольку врач обязан помогать пациенту, пациент обязан следовать совету врача. Как и Гален, он считал, что целостный подход к медицине имеет решающее значение (речь идёт о внимании к предыстории пациента, а также история любых недугов, перенесённых близкими родственниками).

Исламский учёный Ибн Сина, Авиценна, был истинным эрудитом, который преуспел во многих академических областях, включая философию, теологию, исламскую медицину и естественные науки. С юных лет он приобрел известность как врач и учитель, написав множество подробных трактатов о медицине.

Его «Канон врачебной этики» стал основным текстом для врачей по всему исламскому миру и Европе, где было изложено подробное руководство по диагностике и лечению заболеваний. Ибн-Сина полагал, что многие диагнозы можно поставить, просто проверив пульс и мочу, и большая часть «Канона» посвящена постановке диагнозов по цвету, мутности и запаху мочи.

Аль-Кинди (800-870), ещё один великий исламский эрудит, внёс свой вклад в историю медицины. В своём «Акрабадхине» (медицинском формуляре) он описал множество препаратов, полученных из растительных, животных и минеральных источников. К лекарствам, известным врачам, он добавил знания, почерпнутые из Индии, Персии и Египта.

Как и многие исламские книги, его труды содержали информацию, основанную на лекарственных травах, ароматических соединениях, таких как мускус, и неорганических лекарствах. Вполне обоснованно можно утверждать, что он стал первым, кто разделил медицину и фармакологию, выделив их в отдельные области научного медицинского знания.

Ибн Аль-Нафис (родился в 1213 году) вошёл в историю медицины как первый учёный, который понял систему кровообращения, хотя и его знания были неполными. Он понял, что сердце разделено на две половины. Аль-Нафис утверждал, что кровь может перемещаться только от одной стороны сердца к другой, проходя через лёгкие. Это был первый учёный, кто определил природу лёгочной системы.

Также он затронул тему роли капилляров в кровообращении, предположив, что лёгочная артерия и вена связаны микроскопическими порами. И только четыре столетия спустя эта теория была вновь открыта, а идея капилляров была распространена на остальную часть тела.

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle