«Лишь Бог доподлинно един, все остальное множественно»

Ислам имеет региональную форму своего бытования, свои особенности, в зависимости от национальной принадлежности верующего. В связи с этим появилось определение «традиционный ислам», которое требует некоторого пояснения. О том, что подразумевается под термином «традиционный ислам», рассказал первый заместитель муфтия, председателя Духовного управления мусульман Республики Татарстан Рустам хазрат Батров в рамках проекта лектория Islamica, организованного Ресурсным центром по развитию исламского и исламоведческого образования.

- Словосочетание «традиционный ислам» используется в 4 значениях. Во-первых, как обозначение пророссийского понимания ислама. Другой вариант – это обозначение обрядового, народного ислама. В этом понимании «традиционный ислам» употребляется в речи светскими, этническими мусульманами, этнографами. Еще одно значение, которое обычно используется татарскими националистами, это национальный, татарский ислам. Тот ислам, который способствует сохранению татарской нации.

Талгат хазрат Таджуддин, председатель ЦДУМ, верховный муфтий России, первым ввел оборот понимание «традиционного ислама» как ортодоксального суннитского.

Говоря о важности понимания термина «традиционный ислам», Рустам хазрат Батров напомнил собравшимся студентам предание о трех сподвижниках Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), которые в древности приехали на землю волжских булгар и принесли ислам. Речь идет о путешествии трех сподвижниках, которым Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) в дорогу дал три вещи: чалму, посох и чернильницу, с которыми они и прибыли в Булгар. Здесь начинается несколько сказочная составляющая предания – один из сподвижников пророка надел чалму и воткнул посох в чернильницу. Посох разросся и превратился в дерево, из которого был сделан веник, с помощью которого и вылечили ханскую дочь. Именно через эти три символа и можно понять, что представляет собой традиционный ислам, каким он был у татар.

Чернильница – это признак учености. Есть мнения, что Абу Ханифа всегда носил с собой в кармане чернильницу, за что и получил свое прозвище.

- Разум противопоставляется рациональной истине. Крайне важно понять, что важней следовать духу ислама, а не его букве. Надо различать формальную истину и духовную мудрость.

- Просвещение, духовность и миролюбие – три главных постулата. Здесь можно провести параллель с тремя базовыми науками ислама – вероучение, каноническое право и духовная этика. Тот факт, что наши имамы в руке держат посох, говорит о том, что на наши земли ислам пришел мирным путем. В отличие от таких стран, как, к примеру, Афганистан, где имам, читая проповедь, держит автомат. О чем это говорит? Что имам со своей позиции видел, кто входит в мечеть, и мог защитить свою умму.

По словам хазрата, для большей части мусульманской уммы для того, чтобы считать человека мусульманином, достаточно двух составляющих веры – словесное признание (шахада) и глубокая убежденность в сердце. Для некоторых последователей ислама, в том числе для радикально настроенных групп, мусульманином человека делают лишь его деяния.

- Только для татарского народа характерен институт абыстай. Раньше девушка в 14 лет уходила из деревни, зная 4 языка: татарский, арабский, фарси и турецкий, основы своей веры. Все это передавали следующему поколению наши абыстай.

Еще одним уникальным проявлением соединения татарских традиций и ислама является татарский шамаиль.

Шамаиль… Сколько в этом слове слилось для татарского народа. Этот вид искусства стал одним из способов национального самовыражения, глубоко проникнув в самосознание народа и став спасительной отдушиной, особенно в годы гонения на религию. В 90-х годах прошлого столетия татарстанские художники решили обратиться к арабской букве как символу духовных ценностей и истории татарской письменной культуры. Художники Татарстана не просто возрождают забытые традиционные технологии, но и привносят что-то свое.

- Именно для татарского шамаиля характерно нанесение изображения на обратную сторону стекла с использованием фольги.
Едва заходишь в татарский дом, первое, что бросается в глаза, - тщательно оберегаемый всеми членами семьи шамаиль. Издревле шамаиль всегда был центром дома, центром семьи, неповторимой национальной, семейной ценностью, передаваемой из поколения в поколение. С годами шамаиль трансформировался, приобретал современные черты, но техника осталась неизменной – роспись на стекле с использованием фольги.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle