Как четыре мазхаба могут быть одновременно правильными?

А ты какого мазхаба придерживаешься? А за каким шейхом следуешь? Пожалуй, такие вопросы не раз ставили кого-либо в тупик, особенно тяжелы они были для новоиспечённых мусульман, которые только начали познавать красоту и простоту Ислама. О том, почему так важно придерживаться мазхаба, говорили в рамках завершающего в этом году Дискуссионного клуба «Пятый мазхаб?! Нет, не слышал!»

В настоящее время не все мусульмане полноценно владеют знаниями по усулю мазхаба, которому они следуют. Имея лишь поверхностные знания в этой области, можно легко стать жертвой тех, кто наводит смуту среди верующих.

Почему так много мазхабов? Существовал ли таклид среди сподвижников? Как четыре мазхаба могут быть одновременно правильными? Есть ли сегодня муджтахиды? Как не попасться на уловки заблудших людей, распространяющих фитну в соцсетях? Эти и многие другие вопросы обсудили представители мусульманской молодежи в Галиевской мечети. В качестве экспертов выступили первый заместитель муфтия Республики Татарстан Рустем хазрат Валиулин и преподаватель Российского исламского института и КИУ Ахмад аль-Ханафи.

На вопрос о том, мог ли у мусульман быть один мазхаб, Ахмад хазрат ответил, что нет.

- Если бы Всевышний хотел, он бы сделал один мазхаб. Но Всевышний Аллах знал, что в некоторых вопросах муджтахиды разойдутся во мнениях, и, учитывая некоторые особенности, как местность, культура, определённый менталитет, часть мусульман последуют за одними, а часть за другими. В вопросах фарзов ни у одного из четырех мазхабов не возникает разногласий! Различия есть лишь в ваджибе, сунне и мустахабе.

Шейх Мухаммад Бахыт аль-Муты`и сказал: «Каждое решение (этих имамов) было выведено из четырёх источников Шариата: Корана, Сунны, иджмы и кыяса, из однозначных (явных) текстов или путем правильно совершенного иджтихада. Следовательно, именно от них мы узнаём приказы Аллаха, Его Шариат и сунну Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Ведь Господь приказал нам следовать за ним. И это так, потому что иджтихады каждого муджтахида, основой которого являются вышеупомянутые четыре источника, и составляют Шариат Аллаха, которому следуют мусульмане».

- Мы должны помнить: все мусульмане в вопросах фикха либо муджтахиды, либо мукаллиды. Третьего не дано. И если ты мукаллид, то выбери за кем следовать – за признанным учёным эпохи праведных сподвижников Пророка (мир ему и благословение) или за современником, чьё положение не известно.

Мауляна Ашраф Али Танви писал: «Многие вещи даются тогда, когда в них есть необходимость. Дождь обычно льёт в те месяцы, когда есть в нем нужда в этой местности. Ветер дует, когда он нужен. У животных толстая шерсть в регионах, где низкие температуры, и такие примеры бесчисленны. Так же когда была нужда в сохранении хадисов, Всевышний создал людей с феноменальной памятью. Людей с такой памятью сейчас не найдешь. А когда была нужда зафиксировать шариатские положения, Аллах даровал многим людям большой талант и способности в области исламского права (фикх) и в иджтихаде. Сейчас Шариат записан, его законы и основы выявлены и нужды в этом более нет. Да, в той мере, насколько это необходимо, способность к иджтихаду ещё существует, благодаря чему учёные находят ответы на современные вопросы, но основой ему являются принципы, заложенные имамами-муджтахидами».

Отдельно встал вопрос о «таклиде» (принятие информации без знания доказательств) среди сподвижников.

- К концу жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) было около 150 000 сподвижников, и их уровень понимания фикха и уровень понимания исламской практики был разным. Среди сподвижников были те, кто посвятил себя изучению религии, был всегда рядом с Пророком (мир ему и благословение), также были и те, кто видел Посланника (мир ему и благословение) один раз, или видел только в пятницу, а всё остальное время занимался торговлей.

Пожалуй, последний в этом сезоне дискуссионный клуб оказался одним из самых востребованных и необходимых. Немало вопросов прозвучало от участников, в том числе есть ли в наше время муджтахиды. По словам Ахмада хазрата, есть определённый набор качеств, которыми должен обладать мусульманин, чтобы по праву считать себя муджтахидом.

В качестве доказательства хазрат напомнил собравшимся о словам Имама аш-Шафии: «Может давать фетву в религии Аллаха только человек, знающий книгу Аллаха, <…> и их толкование, знает, какие аяты ниспосланы в Медине, а какие – в Мекке, что под ними подразумевается, и по какому поводу они были ниспосланы. Также необходимо, чтобы он знал хадисы Посланника Аллаха (мир ему и благословение); знал, какие хадисы отменяющие, а какие отменённые – не меньше, чем он знает о Коране. Также он должен быть хорошо осведомлен в различных науках арабского языка, арабской поэзии и всех других науках, необходимых для изучения Шариата и Корана. И вместе с этим он должен быть справедлив, беспристрастен и немногословен, чтобы он был в курсе данных разногласий , и чтобы у него были талант и способности. И если человек соединил в себя всё это, то он может говорить о дозволенном (халяль) и запретном (харам), и выносить фетвы. А кто не имеет всех этих качеств, тот не имеет права выносить фетву!»

Хафиз Ибн Абдиль-Барр записал эти слова имама аш-Шафии, и после подтверждения их словами других великих учёных, добавил следующие условия для муджтахида:

1) Необходимо, чтобы учёный также изучил жизнеописание Пророка (мир ему и благословение).

2) Учёный должен иметь знания о жизни сподвижников, которые передали понимание религии от Пророка (мир ему и благословение), чтобы различать хадисы мурсаль и муттасыль. Он должен уделять особое внимание жизнеописанию сподвижников и их достоинств.

3) Учёный должен хорошо разбираться в науке, изучающей жизни передатчиков хадисов – как сподвижников, так и тех, кто пришёл после них, и, соответственно, уметь отличать достойных доверия от тех, кто не является таковым – ильм ар-риджаль, джарх ва тадиль.

В конце дискуссии участникам представилась возможность задать вопросы устазам. Так, одного из молодых людей интересовало, как передавать смысл аятов Корана своему ребёнку, если у тебя недостаточно знаний для их правильного понимания?

- В Священном Коране есть ясные аяты, например, о запрете злословия, о необходимости совершать намаз, выплачивать закят и пр. Их можно передавать, не опасаясь искажения в толковании, поскольку в них всё предельно ясно. Что касается аятов, которые содержат смысл о вероучении, вопросах фикха и т.д., устаз порекомендовал воздержаться от их передачи и какого-либо комментирования, если человек не обладает глубокими познаниями в Исламе.

Следующая встреча в рамках Дискуссионного клуба состоится уже в 2019 году.

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle