Известный по всей России каллиграф раскрыл свои профессиональные секреты

Всякий, кто от плутовства, козней и лицемерия,

Очистился, - стал мастером в письме.

Кази – Ахмед «Трактат о каллиграфах и художниках»

Что такое шамаиль? Чем тугра отличается от тамги? Что представляет собой шэжэре? Что такое арабская каллиграфия и как она проникла на территорию Россию? На эти вопросы попытался ответить именитый каллиграф, известный по всей России создатель шамаилей Наджип Наккаш, который провёл открытую лекцию в стенах Музея исламской культуры и рассказал о том, чем вдохновлялся при написании работ, которые и сейчас можно увидеть в рамках его выставки «Возрождение традиций», а также поделился некоторыми своими профессиональными секретами.

Сама арабская каллиграфия возникла на базе копирования Корана, который является творением Аллаха, поэтому написанное слово само по себе получило сакральный смысл. Многие религии используют изображения (иконы) для выражения основ своих убеждений, Ислам же вместо этого предлагает каллиграфию. Отказ от изображений, как от возможной формы идолопоклонства, привёл к развитию каллиграфии в религиозном направлении. Искусство письма всегда занимало необычайно высокое место в арабской, а затем и в исламской культуре в целом.

В средневековой культуре мусульманских стран степень овладения «красотой письма» (каллиграфией) служила показателем образованности, интеллектуального и духовного развития личности. В основе арабской каллиграфии лежит принцип подчинения написанного слова логике ясного, размеренного, ритмичного чтения Корана.

Как писал в «Трактате о каллиграфах и художниках» Кази-Ахмед ибн Мирмунши аль-Хуссейн, живший в XVI веке, «мистическое отношение к писанному слову создало на мусульманском Востоке из самого процесса переписки Корана акт, тесно связанный с религиозной догмой прощения грехов». Многие правители брали на себя обет сделать копию Корана и для этого постигали азы каллиграфии.

Имел значение и цвет чернил. Известно, что некоторые каллиграфы, изготовив чернила, привязывали сосуд с чернилами на шею верблюда, отправлявшегося в Мекку. Считалось, что именно этими чернилами следует делать копии Корана.

К каллиграфии относились, как к точной науке: высчитывалась высота вертикальных букв, протяженность слова на строке. За эталон отсчёта брали ромб, который образовывался при прикосновении косо заточенного калама (тростниковой палочки) к бумаге. Таким образом, протяженность той или иной буквы должна была составить (в зависимости от почерка) два или три ромба.

Мастера делали затейливые каллиграммы, для которых использовали наиболее популярные фрагменты Корана. Иногда эти каллиграммы состояли из двух частей, каждая из которых зеркально отражала фрагмент текста.

Искусством, которое в первую очередь и в наибольшей мере повлияло на арабское письмо, является орнаментация. Искусство орнаментации тесно связано с арабской каллиграфией. Орнамент проникает во многие виды изобразительного искусства и существует как вспомогательное искусство в среде других.

Существуют два основных вида мусульманского орнамента, имеющих бесконечное разнообразие вариантов, – растительный ислими (узор из гибких, вьющихся растительных стеблей, побегов, усыпанных листьями и цветами) и геометрический гирих (жёсткие прямоугольные и полигональные непрерывные фигуры-сетки, узлы).

Арабский восточный орнамент и каллиграфия идут как бы параллельно в своём развитии. Когда в течение времени изобретались новые узоры, они применялись как для орнамента, так и для каллиграфии.

- В истории средневекового орнамента большая роль отводится именно искусству арабов, а затем и других национальностей, исповедующих Ислам. Ислам, возникнув в первой трети VII века на Ближнем Востоке в Аравии, в короткое время распространился на огромной территории от Пиренеев до Памира. Впитав приобретённые формы византийской, коптской, персидской, эллинистическо-римской орнаментики, арабско-мусульманский декор представил собой роскошное, уникально-самобытное искусство орнамента и каллиграфии.

Одна из особенностей арабского декора – это «ковровая» орнаментация, в которой узор покрывает всю поверхность предмета или сооружения. В исламском декоре почти всегда присутствуют краткие надписи – пословицы, изречения из Корана или высказывания Пророков (мир им), афоризмы и т. д.

Из растений чаще всего встречаются цветы – тюльпаны, гвоздики, гиацинты, амариллисы, побеги вьющихся растений и др., изображённые в естественном или стилизованном виде. Необычайно популярны розы и плоды граната, которые символизируют райскую жизнь. Использовали в исламском декоре и капельники (сталактиты).

В целом же арабское письмо представлено богатством стилей, число которых давно перевалило за сто. Однако есть основные шесть стилей, которые особо приглянулись каллиграфам со всего мира.

Куфи (или куфический) известен своими пропорциональными размерами, угловатостью и квадратностью.

Тулут означает «одна треть», что связано с пропорциями пера относительно более раннего стиля Тумаар. Он используется как орнаментальное письмо.

Насах, что значит «копирование», - один из самых ранних стилей письма с разработанной системой пропорций. Он славится чистотой форм и читабельностью, используется при переписывании Корана.

Талик означает «свисающий», что соотносится с формой его букв. Это курсивный шрифт, возникший в Персии в начале IX столетия. Он также называется Фарси (или персидский).

Дивани возник в Оттоманской империи на основе талика. Этот стиль стал основным при дворе Оттоманской империи, и его название происходит от слова «диван», что означает «королевский двор». Дивани отличается сложностью линий внутри букв и близким расположением букв внутри слов.

Рика – стиль, который в основе своей имеет смешение двух стилей – насаха и тулута. Отличается простотой и тем, что при его написании используется малое число движений, благодаря его коротким горизонтальным штрихам-основам, именно поэтому это самый распространенный стиль для повседневной жизни. Он считается более сложным по отношению к насаху, который дети изучают первым. В старших классах учащиеся начинают писать рику.

Говоря о технике исламской каллиграфии, нельзя не обратить внимание на некоторые особенности, ставшие своеобразной визитной карточкой этого вида искусства.

Гульзар был введён Сафади (в 1979 году) в исламскую каллиграфию как техника заполнения пространства внутри достаточно больших букв разнообразными орнаментальными приёмами, включая цветочные мотивы, геометрические образцы, сцены охоты, портреты, маленькие надписи и другие изображения. Гульзар часто используется в сложной каллиграфии, где он также окружается декоративными деталями и каллиграфическими группами.

Марайя или мутханна – так называется техника зеркального письма, в которой композиция слева зеркально отражает композицию справа.

Тугра – уникальный каллиграфический приём, который используется как королевская печать. Эти эмблемы были очень декоративны и стали особенно популярны во времена расцвета Оттоманской бюрократии. Нишанги или тугракеш – так звали каллиграфа, специально подготовленного для написания тугры.

В зооморфной каллиграфии из слов составляются фигуры человека, птицы, животного или какого-нибудь объекта.

Есть свой вид китайской мусульманской каллиграфической формы арабского письма, получившего название сини. Может относиться к любому типу китайской исламской каллиграфии, но обычно используется для обозначения одного, с толстыми суживающимися эффектами, очень похожими на собственно китайскую каллиграфию. Широко используется в восточном Китае, один из известных каллиграфов сини – Хаджи Ноор Дин.

Основным стилем персидской каллиграфии традиционно был насталик. Хотя иногда использовался для записи арабских текстов (известен также как тали), всегда был более популярен в персидских, турецких и южно-азиатский областях. Широко практикуется как форма искусства в Иране, Пакистане и Афганистане.

«Насталик» означает «отклоняющийся», что хорошо передаёт способ написания, когда каждая буква в слове как бы отклоняется от предыдущей (то есть располагается ниже, а не на том же самом уровне). Само персидско-арабское письмо исключительно курсивное. Большинство букв в слове соединены друг с другом. В персидско-арабском, также, как и в арабском, слова пишутся справа налево, в то время как цифры пишутся слева направо. Для записи неарабских звуков используются существующие буквы с добавлением точек, линий и других форм.

А что же можно сказать о шамаиле? Шамаиль… Как он многогранен и уникален. Насколько точно и ярко передаёт национальную культуру, при этом умело сочетая в себе следование традициям и современные технологии, веяния. Вообще «шамаиль» в переводе с арабского означает «качества, достоинства». С персидского – «священная картина» или «образ». Это своеобразный феномен мусульманской культуры.

Шамаиль – настенное панно с изображением святых мест и мечетей, а также текстов изречений из Корана, афоризмов, фрагментов поэтических произведений. Эти картины основаны на арабской каллиграфии, выполненных масляными красками на стекле, в современном исполнении на холсте, вручную или типографским способом на бумаге или в виде вышивки на ткани. А для татарского народа характерно изготовление шамаилей на стекле.

Мир шамаилей всегда был загадочен и многолик. Он поражал своей глубиной, витиеватостью форм, используемых мастером-каллиграфом, и одновременной простотой, даже народностью, которая так привлекает сегодня искушённых зрителей…

А мы напоминаем, что в Музее исламской культуры сейчас проходит выставка «Возрождение традиций», посвящённая 70-летию Наджипа Наккаша и 30-летию его творческого пути. Ознакомиться с её содержанием можно, пройдя по ссылке.

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle