6 особенностей деревянной Казани, которые вы не встретите нигде в России! (ФОТО)

Бессмысленно спорить с утверждением, что именно цвет являлся и по-прежнему остаётся основной стихией татарского народа. Именно через применение декоративной раскраски, которую мы можем наблюдать и на сохранившихся по сей день домах, несущих в себе историю, можно проследить тесное родство татар с Востоком, создавшим величайшее торжество декоративной раскраски в изразцовом и мозаичном убранстве знаменитых самаркандских и других восточных мечетей.

«Краски памяти. Деревянная Казань в акварелях архитектора Равиля Айдарова» - именно так называется новая экспозиция, открывшаяся в стенах Галереи татарского шамаиля в Кул Шарифе. Равиль Айдаров хорошо известен как архитектор, исследователь казанской архитектуры. В своих работах он запечатлевает историческую деревянную застройку Казани: жилые и общественные здания.

На 30 живописных работах, представленных в Галерее, изображены деревянные дома Казани рубежа XIX-XX веков. По обликам этих зданий можно познакомится с особенностями татарской и русской архитектуры таких эпох-стилей, как эклектика и модерн.

И мы решили познакомить вас с 6 особенностями деревянной Казани, которые вы больше не встретите нигде в России точно.

Простота цвета

Стоит отметить простоту основной гаммы цветов: как правило, это голубой, зелёный, белый и жёлтый. Другие цвета, в том числе и красный, татары старались не использовать. Причём особое внимание обращалось всегда на раскраску ворот, каждая половина которых украшалась посередине огромной розеткой, а по краям створок пестрели такие же розетки, только размером поменьше.

Именно в убранстве ворот проявляется значительное различие между татарскими и русскими домами. К примеру, усадьбы русских обычно украшаются деревянной резьбой без какой-либо раскраски.

Нельзя не вспомнить один факт из истории: царское законодательство запрещало домам пестрить красками, а использовать можно было только белый, палевый, бледно-жёлтый, светло-серый, бледно-розовый, жёлто-серый цвета. Но даже здесь татары смогли сохранить свою культуру, искусство и пронести через века традиции собственного зодчества.

Деревянное зодчество татар

Татарское деревянное зодчество стало ярким примером проявления художественного своеобразия и замысловатости народного творчества. Даже сейчас, в 2018 году, если вы прогуляетесь по улочкам Старо-татарской слободы, внимательно вглядываясь в фасад домов, то заметите старинные образцы деревянной резьбы в виде солнечных «сияний» и геометрических знаков, стилизованные изображения птиц с распростёртыми крыльями. 

Ошибочно полагать, что всё это осталось в прошлом – декоративное оформление татарских деревянных домов Казани и сегодня, как несколько веков назад, завораживает умы, заставляет трепетать сердца путешественников и учёных.

Сегодня наследие городской деревянной и каменно-деревянной архитектуры казанских татар представляет огромную историко-культурную ценность. Городская деревянная застройка XIX – начала XX вв. давно уже стала яркой особенностью исторического города, формируя его среду и сохраняя национальный колорит. Ведь именно на это время и пришёлся расцвет татарского деревянного зодчества.

Хочешь построить дом?! Согласуй план!

Неудивительно, что, прежде чем построить деревянный дом, нужно было согласовать его. Проект согласования включал в себя: план части квартала и прилегающей улицы с расположением усадебного участка, план усадьбы, планы 1-го и 2-го этажей, фасад, разрез. Такой проект носил название «деревянный дом» или «деревянный флигель». Также при постройке такого жилого дома нужно было соблюдать красные линии, требуемые противопожарные разрывы брандмауэры, размеры тротуаров и дорог и многое другое.

 

«Спрячь за высоким забором…»

Что интересно, в начале XX века в Казани были кварталы с высокой плотностью, которые включали усадьбы с особняками и доходными домами без садов и огородов (Закабанная, Забулачная части города); кварталы со средней плотностью – речь идёт об усадьбах с доходными домами и садами (это Прикремлёвская, Арская части) и кварталы с низкой плотностью – с домами и огородами (Суконная и Заречная).

Но особое внимание всегда привлекал татарский квартал, где сохранялись традиции вынесения на периметр надворных строений, установление вглубь жилых домов, окружение их разобщёнными хозяйственными строениями, ограждение усадеб вдоль улиц высоким орнаментированным забором, что позволяло скрывать от посторонних глаз не только внутреннее убранство участка, но и членов своей семьи, в том числе и дочерей.

Умелый переход и сочетание стилей

В первой половине XIX века в деревянной архитектуре Казани можно было наблюдать господство русского классицизма, но уже к середине столетия, обращая внимание на изобилие декоративных элементов на уличных фасадах, начинается переход к зрелой эклектике.

Ближе к концу XIX века всё большую популярность получает фольклорный вариант неотатарского стиля, усиливается взаимодействие городской деревянной и каменно-деревянной архитектуры с традициями народного зодчества. Весь этот широкий спектр стилистических направлений зрелой и более поздней эклектики нашёл отражение в многообразии мотивов и способов декоративной обработки фасадов.

XX века для татарского зодчества ознаменовалось появлением характерных деревянных жилых построек, в облике которых воплотились архитектурные приёмы стиля модерн.

Расцвет народных мотивов

Стремясь рассказать об особенности деревянных построек Казани, нельзя не рассказать и о павильонах, которые привлекали внимание жителей не только российских губерний, но и представителей зарубежных государств.

Что касается оформления таких павильонов, то это наглядный пример расцвета периода выразительности декора, который был связан с развитием неорусского и неотатарского стиля и народных мотивов. Это проявилось в декоративной обработке пилястр в виде рамок с накладным орнаментом, обработке горизонтальных поясов элементами пропильной многослойной резьбы.

Каждый элемент декора отражал собой традицию резьбы по дереву, которая всегда была отличительной чертой архитектуры Поволжья – это изогнутые растительные орнаменты, изображения ветвей папоротника, дубовых листьев и горшков с цветами.

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle