Ждали ли мекканские многобожники прихода пророка (мир ему)?

Вопрос от Равиля:

Ждали ли мекканские многобожники прихода пророка (мир ему и благословение Аллаха)?

Ответ: В то время, когда последнему пророку (мир ему и благословение Аллаха) была дана пророческая миссия, среди людей были и те, кто искренне верил, что последний пророк будет из рода Исмаила. Поэтому вполне возможно, что жители Мекки, услышав это, знали, что последний пророк будет из их числа. Даже можно сказать, что следующий аят указывает на то, что они пребывали в ожидании этого:

«Это – благословенное писание, которое Мы ниспослали. Следуйте же ему и будьте богобоязненны, – быть может, вы будете помилованы. Мы ниспослали его, чтобы вы не говорили: «Писание было ниспослано только двум общинам до нас, и мы ничего не знали о том, что они изучали». Или чтобы вы не говорили: «Если бы нам было ниспослано Писание, то мы придерживались бы прямого пути лучше, чем они». К вам уже явилось ясное знамение от вашего Господа, верное руководство и милость. Кто же несправедливее того, кто считает ложью знамения Аллаха и отворачивается от них? Мы воздадим тем, кто отворачивается от Наших знамений, тяжкими мучениями за то, что они отворачивались» (аль-Анам 6/155-157).

Выражение «две общины», упоминаемое в этих аятах, указывает, по всей видимости, на иудеев и христиан. То же самое говорили и муфассиры. В этом случае становится понятным, что упоминаемые в аяте слова были произнесены мекканцами.

Ибн Касир, рассматривая вышеприведенные аяты, также ссылается и на следующий аят:

«Они принесли величайшие клятвы именем Аллаха о том, что если к ним придет предостерегающий увещеватель, то они встанут на более правильный путь, чем любая другая община. Когда же к ним явился предостерегающий увещеватель, это не увеличило в них ничего, кроме отвращения» (Фатыр 35/42).

Очень многие муфассиры, давая толкование этому аяту, говорили, что курайшиты, узнав о том, что люди писания считали лжецами многих пророков, которые приходи к ним, сказали: «Да, проклянет Аллах иудеев и христиан. Если бы к нам пришел пророк, то мы были бы более праведными, чем любой другой народ».

Ибн Касир, а также некоторые другие муфассиры, помимо вышеупомянутых аятов суры аль-Анам, ссылались и на следующие аяты суры ас-Саффат:

«Они (мекканские многобожники) сказали: «Если бы у нас было напоминание от первых поколений, то мы непременно были бы избранными рабами Аллаха». Они не уверовали в него, и скоро они узнают» (ас-Саффат 37/167-170).

Табери говорил, что эти аяты касаются мекканских многобожников, и что они произносили эти слова до того, как Мухаммад ибн Абдуллах (мир ему и благословение Аллаха) получил пророчество.

Islam-today

Социальные комментарии Cackle