Дворец Альгамбра, или как испанские архитекторы создали на земле уголок Рая

Пожалуй, дворец – это бесспорно архитектурный шедевр во всех отношениях. Сама композиция постройки дворца, включения чудесных садов и водоёмов являет собой наглядный пример представления мусульман о Рае, о его вечности, которой будут вознаграждены достойные.

Сегодня мы решили остановить свой взгляд на мусульманской Испании, поэтому просто обязаны сказать о знаменитом дворце Альгамбра, что был построен в Гранаде и до сих пор вызывает у археологов и искусствоведов много вопросов.

Первый аспект, который стал причиной долгих споров учёных, - это время его постройки. Большая часть исследователей датируют его XIII веком, однако есть предположения, что фундамент был заложен уже в XI веке, в самый расцвет мусульманской архитектуры Европы.

Дворцовый комплекс состоит из серии апартаментов, залов и дворов, объединённых в общей восхитительной концепции. Дворец является архитектурным шедевром во всех отношениях. Последовательности пространств чётко определены границами, а каждое пространство содержит идентичные признаки.

Визуальный эффект достигает своего пика благодаря тщательному подбору цвета, света и рисунка. При создании дворца была использована не только штукатурка, но и сотовые своды, мукарнасы, сталактиты и фаянс – именно этими веществами и покрыты все стены, полы и потолки. Композиция дворов, садов и водоёмов представляет собой представления мусульман о Рае, которого они хотят достичь.

Медовый сок, которым будут утолять жажду в Раю, во дворце символизируется медовым гребенчатым сводом зала Абенсераж, который, пожалуй, является самым захватывающим сводом в мире. Здесь можно найти переплетение между собой небольших выступов ромбовидной формы, которые представляют собой отдельные ячейки, очень сильно своим видом напоминающие соты.

Эти «соты» расположены вокруг восьмиконечной звезды, которая имеет с каждой стороны по 16 окон, что позволяет впускать внутрь огромное количество света, способного даже ослепить на короткий срок.

Райские реки представлены четырьмя ручьями, которые берут своё начало в центральном фонтане Двора Львов и являются источниками для остальных многочисленных водоёмов, размещённых во дворце. 

Бассейн Двора Мирта – это ещё одна «река», которая простирается до восточной стороны дворца. Золотая лепнина и каллиграфический орнамент, покрывающие стены (особенно тех апартаментов, где принимали послов из разных стран), искусствоведы соотносят с золотыми украшениями и шёлковыми платьями, которые обещаны верующим в Рае.

Влияние архитектуры и стиля Альгамбры в распространении мусульманского мавританского стиля тяжело переоценить. Состоятельные европейцы, которые слышали о нём или удостоились чести его посетить, не могли устоять перед идеей воспроизвести его полностью или хотя бы отдельно взятые элементы в собственных дворцах.

К примеру, достаточно вспомнить Оуэна Джонсона (1809-1874) и его непомерное увлечение мусульманской архитектурой в целом. Влияние Двора Льва Альгамбры на его мироощущение нашло отражение в его работе «Дворец Альгамбры: в Хрустальном дворце в Сиденхэме».

Декоративное и внутреннее убранство Альгамбры оставило свой след и в большинстве европейских домов, особенно в викторианской Англии. Достаточно прочитать сочинение Виктора Гюго «Les Orientales», чтобы понять, насколько велико было влияние Альгамбры на Европу.

 

Фото: https://www.islamicity.org

Islam-today

Социальные комментарии Cackle